12 фактов о технологиях, которые нужно знать каждому

Материал переведен проектом Ruki. Технологические компании влияют на культуру, экономику, общество и даже политику. При этом они практически не регулируются и живут по своим правилам: торгуют персональными данными, заботятся о прибыли и забывают об этике. Эти 12 фактов о tech-компаниях помогают оценить масштаб влияния IT-гигантов на общество и культуру. 1. Технологии не нейтральны Когда вы […] …

Материал переведен проектом Ruki.

Технологические компании влияют на культуру, экономику, общество и даже политику. При этом они практически не регулируются и живут по своим правилам: торгуют персональными данными, заботятся о прибыли и забывают об этике. Эти 12 фактов о tech-компаниях помогают оценить масштаб влияния IT-гигантов на общество и культуру.

1. Технологии не нейтральны

Когда вы пользуетесь приложениями и сервисами, вы должны понимать – ценности создателей отражены в каждой кнопке, каждой ссылке и каждой иконке. Выбор дизайна, архитектуры и бизнес-модели влияет на приватность, безопасность и даже гражданские права пользователей.

Программное обеспечение уже вынуждает нас делать квадратные фотографии вместо прямоугольных, предлагает установить в гостиной устройство со встроенным микрофоном и заставляет всегда быть на связи с боссом. Все это доказывает: технологии уже влияют на наше поведение и меняют нашу жизнь. Мы адаптируемся и подстраиваемся под приоритеты и предпочтения создателей технологии.

2. Технологии не неизбежны

Поп-культура рисует картины нарастающего технологического прогресса, который приносит пользу всем и каждому. На самом деле, появление новых продуктов вынуждает идти на компромиссы – например, жертвовать приватностью и безопасностью во имя удобства использования или привлекательного дизайна.

Иногда новые технологии делают жизнь одних лучше, а другим, наоборот, только вредят. Более того, появление новых продуктов не означает, что их тут же начинают массово внедрять. И не факт, что они приведут к развитию уже существующих технологий.

На практике технологический прогресс больше похож на биологическую эволюцию: в процессе неизбежно будут возникать компромиссы, тупиковые пути развития и регресс, даже если в целом рост идет по экспоненте.

3. Большинство людей в сфере технологий искренне хотят делать добро

Новые продукты и стартапы могут (и должны) вызывать у нас критику и скепсис, но не нужно считать, что за технологиями стоят плохие люди. Я повстречал десятки тысяч разработчиков железа и ПО и могу с уверенностью сказать: они искренне хотят изменить мир к лучшему. Это не миф.

Стереотип о безрассудных tech-bros не должен затмевать усилия большинства разработчиков – умных и сознательных людей. Однако благие намерения не избавляют их от ответственности.

4. История технологий плохо задокументирована и плохо осмыслена

Если возьметесь изучать технологии, то легко найдете историю создания вашего любимого языка программирования или популярного девайса. Но практически нереально узнать, почему одни технологии стали успешными, а другие нет.

Компьютерная революция произошла относительно недавно, так что многие пионеры индустрии еще живы и до сих пор занимаются разработками. Однако история технологий быстро стирается.

Почему ваше любимое приложение вырвалось в топ, обойдя аналоги? Какие разработки закончились провалом? С какими проблемами сталкивались разработчики? Чьи имена не вошли в историю и кто остался за кадром, когда писались мифы о современных технологических гигантах?

Ответы на эти вопросы замалчивают или намеренно предоставляют ложную информацию – все ради создания глянцевой картинки технологического прогресса. Эта проблема характерна не только для IT, но и для других отраслей. И она может иметь серьезные последствия в будущем.

5. Технологическое образование обычно не включает занятия по этике

В учебные программы в сфере юриспруденции и медицины обязательно включена этика. Конечно, это не мешает неэтичным получать власть и занимать руководящие позиции. Но само наличие занятий по этике в программе – уже плюс.

Базовое знакомство с этическими концепциями сегодня необходимо каждому. Долгое время технари не задумывались об изучении этики, и о проблеме заговорили только недавно после громких случаев злоупотребления технологиями.

Но курсы по этическому использованию технологий – по-прежнему большая редкость. Их изначально не изучают, а программы повышения квалификации чаще прокачивают технические, а не социальные навыки.

Конечно, не стоит думать, что сотрудничество разработчиков с гуманитариями станет панацеей. Но если технологическая индустрия хочет и дальше рассчитывать на поддержку общества, экспертам все-таки придется разобраться с этическими вопросами.

6. Разработчики часто проявляют поразительное невежество по отношению к пользователям

За последние пару десятилетий общество прониклось уважением к техиндустрии, но из-за этого разработчиков стали воспринимать как людей непогрешимых. По какой-то причине IT-специалисты внезапно стали авторитетными экспертами в сфере труда, масс-медиа, транспорта, инфраструктуры и даже политики, хотя обычно у них нет релевантного опыта.

Грамотные разработчики заботятся об аудитории и налаживают глубинные связи с разными группами людей. Они понимают, как важно исследовать реальные потребности и проблемы пользователей, а не подрывать существующий уклад просто ради эксперимента.

Новые технологии часто причиняют ущерб пользователям. Но технологические компании этого не замечают – негативная реакция людей их не затрагивает. Они изолированы от конечного потребителя, а на их финансовых показателях негатив почти не отражается.

В наиболее уязвимом положении оказываются меньшинства, которые обычно никак не включены в процесс разработки и поэтому у них нет никаких рычагов влияния на технологические компании.

7. Не существует одного гениального изобретателя технологии

В поп-культуре инновации часто представляют как продукт работы гения-одиночки, который творит в гараже или в комнате общаги. Такие истории подпитывают миф о великом творце, которому приписывают заслуги тысячи разработчиков. Один из таких примеров – Стив Джобс, который «изобрел айфон».

На самом деле технологические продукты – это воплощение труда и ценностей группы людей и той среды, в которой они обитают. Любой прорыв возникает на фоне долгих и часто безуспешных попыток создать успешный продукт. Поэтому к нарративам о гениальных изобретателях всегда нужно относиться с долей скепсиса.

8. Большинство технологий – это не продукт стартапов

Только 15% программистов работают в стартапах, а в крупных технологических компаниях большая часть сотрудников не имеет отношения к разработке ПО. Убеждение, что всеми технологическими процессами заправляют разработчики, искажает представление о технологиях в целом.

Большинство людей, стоящих за технологиями, работают в компаниях и организациях, которые не имеют прямого отношения к IT.

В то же время на рынке много мелких независимых проектов, которые создают сайты, приложения и кастомное ПО. И многие разработчики предпочитают работать именно в таких компаниях, а не в крупных корпорациях.

Не стоит забывать, что стартапы – это лишь малая часть технологического ландшафта, и их культура не должна влиять на наше восприятие технологий в целом.

9. Большинство технологических компаний зарабатывает одним из трех способов

Если хотите понять, почему технологии сегодня работают так, а не иначе, изучите бизнес-модели IT-компаний. Большинство зарабатывает тремя способами:

На рекламе. Google и Facebook получают основную часть прибыли от продажи персональных данных рекламодателям. Практически любой продукт, который они создают, предназначен для извлечения как можно большего количества личных сведений.

В результате компании собирают подробные досье на каждого пользователя, учитывая поведенческие паттерны и предпочтения. Поисковый движок и лента новостей в соцсети, в свою очередь, заточены под показ релевантной рекламы. Эта бизнес-модель построена на слежке за пользователями – и именно ей пользуется большинство крупных IT-компаний.

На крупных клиентах. Более крупные (и скучные) компании, например, Microsoft, Oracle и Salesforce, зависят от контрактов с крупными корпорациями, которые закупают программное обеспечение. Большинство клиентов готово платить за доступ к эффективной системе контроля и мониторинга за сотрудниками. Обычно IT-компании с такой бизнес-моделью получают наибольшую прибыль на технологическом рынке.

На отдельных пользователях. Такие компании, как Apple и Amazon, предлагают пользователям платить напрямую за продукты собственного производства или за товары партнеров (впрочем, Amazon дополнительно зарабатывает на крупных клиентах за счет облачного сервиса Amazon Web Services).

Это самая прямая и понятная бизнес-модель, потому что вы точно знаете, что получаете при покупке айфона, приобретении Kindle или подписке на Spotify. Такие компании меньше зависят от рекламы, и их продукты покупают сами люди, а не корпорации и работодатели.

10. Экономическая модель крупных корпораций влияет на всю отрасль

Самые крупные технологические компании работают по следующей схеме:

  • Создай интересный и полезный продукт, который изменит крупный рынок.
  • Получи как можно больше денег от венчурных инвесторов.
  • Постарайся быстро нарастить огромную аудиторию, даже если придется потерять деньги в процессе.
  • Найди способ превратить аудиторию в бизнес, который принесет крупную выручку инвесторам.
  • Начни агрессивно уничтожать и скупать конкурентов.

Традиционные компании раньше работали по другой модели. Они начинали с малого и постепенно увеличивали свой бизнес, привлекая клиентов, которые напрямую платили за товары и услуги.

Компании нового типа быстрее наращивают масштаб и в целом растут стремительнее. При этом они несут меньшую ответственность, поскольку служат сиюминутным интересам инвесторов, а долгосрочные интересы пользователей и общества ставят на второй план.

В этих условиях компаниям, у которых нет доступа к венчурным инвестициям, сложнее выдерживать конкуренцию. В результате на рынке остаются либо мелкие независимые предприятия, либо гигантские корпорации, а золотой середины практически не существует.

В конечном итоге технологическая индустрия напоминает киноиндустрию, в которой есть место только супергеройским блокбастерам и крошечным артхаусным фильмам.

11. Технологии – это не только функционал, но и мода

Со стороны может показаться, что создание приложений и устройств – это сугубо рациональный процесс. Можно подумать, что разработчики отбирают оптимальные технологии, чтобы создать максимально продвинутый продукт, заточенный под конкретную задачу.

На практике выбор инструментов и языка программирования часто зависит от личных предпочтений разработчиков, менеджеров, а иногда и от тенденций. Мода влияет на все процессы – от организации собраний до подхода к разработке продукта.

Иногда создателям технологий просто хочется поэкспериментировать, иногда, наоборот, хочется использовать проверенные решения, но так или иначе на процесс влияют социальные факторы.

Новаторство не всегда приводит к созданию ценного продукта. Так что компании, которые хвастаются своим инновационным подходом, не обязательно создают сервисы, полезные обычному потребителю.

12. Ни одно ведомство не может взять под контроль всю индустрию

В большинстве отраслей работает следующая схема: если компания нарушает правила и эксплуатирует потребителей, в дело вмешиваются журналисты: они расследуют злоупотребления и критикуют предприятие. Если проблема остается, то к процессу подключаются государственные ведомства – муниципальные, федеральные и даже международные.

С технологическими компаниями все иначе. Обычно СМИ пишут о запуске новых продуктов или выходе новых версий существующих продуктов. Некоторые журналисты все же освещают социальные аспекты технологий, но их колонки теряются на фоне обзоров на новые модели смартфонов и редко попадают в рубрику «Бизнес» или «Культура».

Отчасти в этом виноваты сами медиа. Так, бизнес-репортеры часто не разбираются в технологических терминах даже на базовом уровне, что было бы немыслимо, если бы они писали о финансах или праве.

В то же время технологические журналисты разбираются в терминологии, но им приходится писать о релизах новинок, а не о социальных и гражданских проблемах.

Проблема усугубляется еще и отношением политиков – многие хвастаются своей цифровой безграмотностью. Как можно поручать регулирование технологий людям, которые даже не могут установить приложение на смартфон? Технологический рынок постоянно порождает новые вызовы, но неповоротливая система законодательства не успевает адаптироваться к изменениям.

В результате компании существуют практически вне регулирования, а страдают от этого обычные пользователи. Поскольку компании полагаются на нетрадиционные бизнес-модели, на них нельзя повлиять традиционными методами активистов – например, бойкотами и протестами.

На сегодняшний день отсутствие ответственности – это главная проблема техиндустрии. Но еще не все потеряно. Если мы научимся понимать расстановку сил на технологическом рынке, нам будет проще запускать позитивные перемены. Например, мы знаем, что компании вкладывают деньги в поиск талантливых программистов. Значит, разработчики должны призывать работодателей к решению этических и социальных вопросов.

В то же время инвесторы должны осознавать, что вложения в компании, которые не несут пользы обществу, – это риск. А специалистам, которым не хватает исторической и культурной базы, нужно давать необходимые знания, чтобы они принимали правильные решения. Есть шанс, что понимание принципов работы технологического рынка поможет нам решить глобальные проблемы.