Под гнетом апофении: почему мы ищем закономерности там, где их нет

Люди любят шаблоны. Иногда это полезно, но бывает и так, что… Не очень. Апофения — это общая тенденция обнаруживать несуществующие закономерности. Также известная как «шаблонность», апофения возникает, когда мы пытаемся делать прогнозы или искать ответы, основываясь на несвязанных событиях. Апофения приводит к неправильным решениям. Например, многие люди выбирают цифры в лотереях, основываясь на датах рождения […]
Сообщение Под гнетом апофении: почему мы ищем закономерности там, где их нет появились сначала на Идеономика – Умные о главном. …

Люди любят шаблоны. Иногда это полезно, но бывает и так, что… Не очень. Апофения — это общая тенденция обнаруживать несуществующие закономерности. Также известная как «шаблонность», апофения возникает, когда мы пытаемся делать прогнозы или искать ответы, основываясь на несвязанных событиях.

Апофения приводит к неправильным решениям. Например, многие люди выбирают цифры в лотереях, основываясь на датах рождения членов семьи. Однако такой подход не увеличит шансы на выигрыш, поскольку номера выбираются случайным образом. В редких случаях апофения бывает признаком психических расстройств. Давайте рассмотрим, как возникает апофения, как ее обнаружить и справиться с ней.

Наука об апофении

Апофения — это склонность к ошибочному обнаружению закономерностей или связей между несвязанными событиями, объектами или явлениями. Впервые этот термин использовал в 1958 году немецкий психиатр Клаус Конрад в ходе изучения шизофрении. Однако этот эффект функционирования мозга не ограничивается лишь данной формой психоза и в настоящее время широко признан в здравоохранении.

Конрад обнаружил, что при шизофрении у тех, у кого развилась «апофения», появлялись аномальные смыслы в повседневной жизни. Например, человек «видит» различные знаки, которые он интерпретирует как инструкции, предназначенные только для него. Он уверен, что любой опыт — это доказательство, что за ним наблюдают, о нем говорят, за ним следят или готовят к какому-то событию. На самом деле эти эпизоды не связаны между собой, не имеют никакого шаблона и не представляют какой-либо формы знака или инструкции. Бред шизофрении всепоглощающий, а иногда и ужасающий.

У здоровых людей апофения не приводит к таким тревожным последствиям, но оказывает значительное влияние на процесс принятия решений. Например, если вы проезжаете три зеленых светофора подряд и воспринимаете это как полосу везения. Из-за этой предполагаемой закономерности вы уверенно делаете ставку на скачки или футбольный матч. Ваше восприятие вероятной удачи приводит к принятию более опрометчивого финансового решения, чем если бы вы не заметили благоприятной закономерности.

Такая чрезмерная интерпретация закономерностей у здоровых людей вызвана эволюционным инстинктом выживания. Возможно, нашим предкам было полезно находить закономерности в повседневной жизни. Например, услышав шорох деревьев позади себя, они предполагали, что это ветер или хищник. Бегство из-за возможного появления хищника могло спасти им жизнь, а если это предположение оказалось ошибочным, то все равно не причинило бы никакого вреда. А предположение, что шорох вызван ветром, могло подвергнуть жизнь опасности. Следовательно, вера в ложноположительный результат, а не в ложноотрицательный, увеличивает шансы на выживание.

От забавных образов к финансовому риску

Апофения в легкой форме — это обычное явление, которое встречается во многих областях, таких как финансы, искусство и политика. Хотя обычно оно не сулит опасности, но иногда приводит к рискованному поведению или неправильным представлениям о значении закономерности. Вот некоторые области, где мы сталкиваемся с апофенией:

  • Визуальные иллюзии. Видели ли вы когда-нибудь несуществующие образы в облаках, грязи, тосте или бытовых предметах? Например, феникса в облаках, человека на луне или лицо в сэндвиче. Парейдолия — распространенная форма апофении, связанная с образами. Для некоторых людей эти образы становятся важными знаками, например, посланием от любимого человека или символом чего-то грядущего. Художник Сальвадор Дали экспериментировал с парейдолией, чтобы создавать картины, на которых узнаются лица, несмотря на то, что картина ломает представление о том, как на самом деле выглядит лицо.
  • Финансовые решения. В 2017 году психологи Зак Эллерби и Ричард Танни исследовали методы принятия решений. Они сообщили, что те, кто замечает иллюзорную закономерность, начинают верить, что исход события определяется не случайностью, а предыдущими результатами или решениями. Это приводит к тому, что человек делает выбор на основе совпадения вероятностей, а не выбирает вариант с лучшими шансами на успех. Например, игроки верят, что выигрыш близок, потому что видят закономерность в лотерейных номерах, колесе рулетки или на скачках. Если они не выигрывают два раза подряд, то закономерность создает у них твердую уверенность в третьем выигрыше. Это побуждает человека сделать крупную ставку — а это рискованное финансовое решение, основанное на предполагаемой закономерности. То же самое происходит на торгах или при вложениях в бизнес.
  • Политические теории. Сплетая воедино различные знаки или совпадения, иррациональный набор убеждений превращается в теорию заговора. Например, в разгар пандемии некоторые люди считали, что у правительства есть скрытые мотивы для изоляции населения. Психологи выдвинули гипотезу, что поиск закономерности и теории заговора для объяснения политики правительства — это механизм преодоления для тех, кто чувствует, что их власть или безопасность находятся под угрозой. Однако вера в теорию заговора приводит к тому, что люди избегают научных доказательств и делают неправильный выбор.
  • Психическое здоровье. Иногда апофения считается предвестником бредовых мыслей. Поиск смысла в случайностях описан исследователями как важный фактор в формировании паранормальных и бредовых убеждений. Также было обнаружено, что данный фактор связан с уязвимостью к шизофрении.

Баланс между принятием и управлением апофенией

Дали показал, что апофению можно использоваться как захватывающее средство для обнаружения зрительных паттернов, питающих ваше творчество. Однако важно внедрить стратегии, которые не позволят принимать рискованные решения или действовать на основании ошибочных убеждений из-за апофении.

Чтобы избежать ловушек апофении, следует обратить внимание на любые предвзятые предположения, которые вы делаете, сталкиваясь с ложными шаблонами. Например, три зеленых сигнала светофора подряд не имеют никакого отношения к шансам выиграть в лотерею в эти выходные.

Во-вторых, постарайтесь принять тот факт, что не все происходит по какой-то причине. У каждого есть взлеты и падения в жизни, и для этого нет очевидных оснований. Вы с большей вероятностью добьетесь успеха в долгосрочной перспективе, принимая рациональные решения на основе имеющихся фактов, а не ориентируясь на какие-то знаки Вселенной.

Наконец, проведите собственное исследование. Если вы думаете, что лошадь выиграет крупные скачки, потому что видели ее кличку в нескольких несвязанных ситуациях, не торопитесь делать ставку. По сравнению со «знаками» Вселенной, собственные исследования дадут более реалистичное представление о соотношении рисков.

Апофения помогает мыслить более творчески, но важные решения следует принимать, когда все факты ясны. Звучит очень захватывающе, когда несколько признаков указывают на то, что вам следует уйти с работы и начать собственный бизнес. Однако будьте критичны к мыслительным процессам и дайте себе время оценить реальность воспринимаемых закономерностей. Если, проведя множество маркетинговых исследований, составив финансовые прогнозы или даже начав бизнес параллельно основной работе, вы обнаружите, что новое предприятие успешно, то, возможно, пришло время сделать этот важный шаг.

Хотя апофения имеет эволюционную основу, вера в воспринимаемый шаблон приводит к более рискованным решениям. Чтобы защитить себя от недостатков апофении, обратите внимание на предвзятые мысли, смиритесь, что не все происходит по какой-то причине, и изучайте ситуацию со всех сторон, прежде чем принять решение.

Сообщение Под гнетом апофении: почему мы ищем закономерности там, где их нет появились сначала на Идеономика – Умные о главном.