Ищете мотивацию, чтобы заняться здоровьем? Есть искушение заглянуть в телефон и полистать любимые социальные сети для вдохновения? Это может настроить вас на нездоровые отношения с едой, собственным телом и другими людьми.
Вот почему вдохновение в соцсетях — это не все, что нужно.
Преступление сравнения
Нет ничего плохого в поисках вдохновения. В то же время социальные сети действительно заставляют сравнивать себя с другими, и это может разрушить ваше здоровье.
Это обычная человеческая привычка — сравнивать себя с другими в интернете, говорит Рене Энгельн, психолог из лаборатории Body and Media. Она изучает образ тела и культурные практики, которые влияют на отношение женщин к своему телу. «Мы не можем просто «отключить» инстинкт сравнения, — объясняет Рене, — все происходит автоматически».
Энгельн и другие психологи углубляются в теорию социального сравнения, чтобы объяснить влияние социальных сетей на мозг и поведение людей.
Впервые эта теория была предложена в 1950-м Леоном Фестигером, тем же психологом, что сформулировал понятие «когнитивный диссонанс» и утверждал, что самооценка и благополучие человека в значительной степени зависят от сравнения себя с другими.
Согласно теории социального сравнения, люди склонны сравнивать себя по трем направлениям: вверх — с людьми, чей воспринимаемый статус выше, вниз — с людьми, которых воспринимают на более низком уровне, и в сторону — с теми, которых считают равными себе. Социальные сети, которые обеспечивают доступ к бесчисленному количеству людей из всех трех категорий, дают нам больше возможностей для сравнения, чем раньше.
Чтобы стать недовольным собой, нужно 7 минут
Заманчиво переходить по хештегам для вдохновения или просматривать профили, посвященные фитнесу, чтобы немного подстегнуть свой интерес к здоровому образу жизни. Но социальные сети ведут к сравнению — и суждения могут разрушить чувство своей ценности. В 2020 году, Энгельн и ее коллеги обнаружили, что если семь минут листать соцсети, то это снижает чувство удовлетворения собственным телом.
Но неудовлетворенность фигурой из-за завистливых просмотров — это только начало. Памела С. Кил, психолог из Университета Флориды, изучает расстройства пищевого поведения и социальные факторы, влияющие на образ тела. В одном из исследований, проведенном в 2020 году, Кил и ее коллеги обнаружили, что люди, размещающие отредактированные селфи, демонстрируют более выраженное расстройство пищевого поведения, чем те, кто этого не делает.
Поскольку все участники были отобраны из группы, которая считала, что редактирование фотографий — это нормально, возможно, они были больше обеспокоены телом, чем среднестатистические пользователи соцсети. Чтобы выяснить взаимосвязь между этими фактами, исследователи изучили поведение нескольких групп участников, которые редактировали и выкладывали фото, редактировали, но не выкладывали, выкладывали без редактирования или не делали ни того, ни другого. Люди, которые тратили всего пять минут на редактирование фото и затем размещали его, сообщали, что они больше обеспокоены своим весом и фигурой, чем представители любой другой группы.
Участники, которые редактировали свои фотографии, не использовали какую-то стандартную формулу: им просто говорили, что фото нужно отредактировать, как если бы они выкладывали его в социальные сети. Это оставляло возможность воспользоваться вездесущими фильтрами и более мощными инструментами, такими как Facetime, и множеством других способов цифровых манипуляций.
Исследователи также отслеживали симптомы пищевых расстройств, такие как чувство вины после еды, использование слабительных и диуретиков, избегание определенных продуктов, озабоченность едой и стремление вызвать рвоту после приема пищи. Участники, у которых были симптомы, проводили в соцсетях не больше времени, чем те, у которых таких симптомов не было. Но они использовали это время по-другому, сравнивая себя с другими и оказываясь более заинтересованными в лайках и комментариях, чем остальные.
Избегание суждений не защищает вас от всех возможных вредных последствий использования социальных сетей. Информация, которую вы в них находите, также может вводить в заблуждение, провоцируя тревогу и расстройство поведения. В 2020 году проводилось исследование, в ходе которого было проанализировано более чем 1,2 миллиона твитов о «здоровых диетах». Оно показало, что большинство людей, которые высказывались на эту тему, не были профессионалами. Более 8,5 процента сообщений были созданы ботами или известными спамерами.
Поскольку «легко поддающиеся влиянию» люди больше всех болтают о диетах и здоровье, пишут исследователи, они становятся добычей коммерческих организаций, которые продвигают товары и услуги, обещающие помощь.
Кил говорит, что важно научится оценивать качество публикации или рекламной информации, особенно если она обещает улучшение здоровья или изменения внешности. «Предупреждающий сигнал — это вся информация, которая считает нормальными привычки нездорового поведения или рекламирует их как эффективный метод снижения веса», — говорит психолог. Другим предупреждением служит реклама диуретиков, слабительных, подавителей аппетита, диеты, которые полностью исключают какую-либо группу питания, или чудодейственные продукты.
Самый влиятельный человек — это вы
Что же делать обывателю, которому не хватает вдохновения? Энгельн советует заглянуть в себя.
Если вы вообще собираетесь принять решение (извините, простая статистика предполагает, что вы, вероятно, откажетесь от него), то «руководствуйтесь собственными глубоко укоренившимися ценностями», — предлагает психолог.
Вывод: полезнее искать мотивацию в себе, чем в других. Нет ничего плохого в том, чтобы искать попутчиков, но не позволяйте никому составлять дорожную карту за вас.
Хотите избавиться от угнетающего контента в социальных сетях? Энгельн и ее коллеги рекомендуют пользователям в качестве первого шага почистить свои ленты. Избавившись от аккаунтов, провоцирующих на сравнение (или зависть), вы сможете получать более жизнерадостный контент. Также есть более простое решение: удалите приложение полностью. Полный отказ от социальных сетей пойдет на пользу вашему здоровью.
«Вы настраиваетесь на неудачу или деморализуете себя, когда позволяете влиять на свои цели фальшивым картинкам из социальных сетей, — говорит Энгельн. — Решения, связанные с тем, как вы смотрите на других, того не стоят».
Сообщение Фальшивая мотивация: можно ли побороть привычку социального сравнения появились сначала на Идеономика – Умные о главном.