Крис Бэйли: Не слишком ли о многом вы переживаете?

До появления радио, телевидения и интернета вы, вероятно, выписывали газеты, чтобы узнавать, что происходит в окружающем мире. Не выписывали? Что ж, это тоже нормально. Жизнь тогда вообще была проще, спокойнее и приятнее. Вы могли проснуться лишь после того, как несколько раз нажали кнопку «отложить» на будильнике, протереть сонные глаза, приготовить завтрак, поехать на работу, вернуться […] …

До появления радио, телевидения и интернета вы, вероятно, выписывали газеты, чтобы узнавать, что происходит в окружающем мире. Не выписывали? Что ж, это тоже нормально. Жизнь тогда вообще была проще, спокойнее и приятнее. Вы могли проснуться лишь после того, как несколько раз нажали кнопку «отложить» на будильнике, протереть сонные глаза, приготовить завтрак, поехать на работу, вернуться домой и насладиться вечером — и все это без назойливых прямоугольников перед глазами. Вы могли переключаться между задачами с большей легкостью и спокойствием, и все ваши дела сопровождала умиротворенная продуктивность. Вы были полны энергии. Конечно, сталкиваться со стрессом приходилось и тогда, но поводов для беспокойства было куда меньше. И меньше внимания уделялось событиям, которые не оказывали прямого влияния на вашу жизнь.

Но время не стоит на месте, и «сфера озабоченности» стала шире. Я называю это масштабом событий и проблем, на которые мы регулярно обращаем внимание.

Со временем на эту проблемную область повлиял технический прогресс. После газет основным способом привлечения внимания стало радио. После радио появилось эфирное телевидение — о, сладкое, чудесное эфирное телевидение! — которое породило вечерние новости и расчистило путь для круглосуточных кабельных новостных каналов.

Эти новые средства массовой информации были развлекательными и информационными. И, что очень важно в контексте этой статьи, они давали возможность в любой момент узнать о событиях, происходящих где-то в окружающем мире. Большинство историй не влияли на нас напрямую, но это не имело значения: благодаря новостям весь мир был как на ладони, а мы ощущали, что вписываемся в общую картину. Мы также узнавали о жизни других людей и о том, через что им пришлось пройти.

Вы уже знаете, что произошло дальше: вслед за радио и телевидением появился интернет, который еще больше расширил область наших интересов. Потреблять новости стало проще, чем когда-либо, и гораздо быстрее. Мы больше не привязаны к расписанию новостей на радио и телевидении, можем просматривать бесчисленное множество сюжетов одновременно и впитывать знания так, словно завтра вовсе не наступит. Мы перескакиваем с одного на другое и постигаем мир при помощи фрагментарного внимания.

Область наших интересов увеличивается с каждым новым носителем информации. Это не хорошо и не плохо, но есть несколько факторов, которые вызывают беспокойство.

Первый относится к негативу. Люди, кто потребляют много новостей, быстро понимают, как и исследователи, что в медиа больше говорят о негативном, чем о позитивном. Негативные истории — каждая из которых создает соответствующую микродозу стресса — плавают на поверхности, потому что привлекают внимание. Негативные новости, естественно, кажутся более тревожными и важными и вызывают беспокойство. Но есть еще кое-что, о чем стоит переживать.

Интернет расширяет область наших интересов одним ключевым способом: он дает информацию о жизни людей, которых мы знаем (и тех, кого вроде как знаем). Мы, люди, чуткие социальные существа, и это подтверждается тем, сколько контента мы потребляем в интернете. Нам больше не нужно встречаться со старыми университетскими друзьями, чтобы обсудить, как у них дела — мы узнаем о каждом их повышении по службе и смене работы из LinkedIn, об основных вехах в жизни — из Instagram, а случайные мысли читаем в Twitter. Теперь мы не только слушаем на семейных встречах рассказы чокнутого кузена о теориях заговора, но и видим глупые мемы, которыми он делится на Facebook. Нам не нужно ждать собрания общины, чтобы услышать последнюю информацию о пандемии — сведения о количестве заболевших за день можно увидеть на сайте прямо в момент публикации.

Благодаря прогрессу и распространению технологий появляется все больше моментов, на которые мы обращаем внимание, изучаем и по поводу которых переживаем.

Наша сфера озабоченности никогда не была такой огромной.

Как я уже сказал, тот факт, что сфера озабоченности растет, сам по себе не плох, особенно если объект внимания оказывает прямое или косвенное влияние на вашу жизнь.

Чем больше у вас ответственности, тем больше ваша сфера озабоченности, и это нормально. Генеральный директор или политик из списка Fortune 500, вероятно, переживает по большему числу поводов, чем пенсионер, отдыхающий дома (по крайней мере, профессионально). У занятого родителя, вероятно, больше беспокойств, чем у холостяка (по крайней мере, персонально).

Оставив в стороне размеры сферы интересов, помните: когда мы обращаем внимание на информацию, которая напрямую не влияет на нашу жизнь, она все равно влияет на нас, даже в незначительной степени. Это приводит к циничности и истощению — двум ключевым атрибутам выгорания. Или добавляет ненужного хронического стресса и отвлекает до такой степени, что мы забываем все, за что мы должны быть благодарны. Это серьезный риск сегодня, когда мы проводим за экранами так много времени, как никогда раньше.

Важны события, которые прямо или косвенно влияют на нашу жизнь и на жизнь тех, кого мы любим. Но все то, что не касается нас, близких нам людей и сообщества в целом — особенно события, которые находятся вне нашего контроля — приносит больше проблем, чем пользы.

Помните о своей сфере озабоченности. Возможно, есть смысл ее уменьшить.