1. Фокусируйтесь на одной большой цели
В Facebook: Мы принимали каждое решение, исходя из того, помогает ли это росту пользователей. Если да, то мы запускали функцию, а если нет — нет.
Личная история: Однажды я пришел к Марку с идеей для монетизации Facebook, и он просто написал на доске «РОСТ». Вначале его не интересовала монетизация, его интересовал только рост пользователей.
2. Смотрите широко
Почему? Широкий взгляд — это то, что мотивирует людей вставать по утрам и выкладываться в офисе. Это дает сотрудникам чувство цели помимо денег.
В Facebook: В 2005 году Марк говорил, что хочет объединить весь мир.
Личная история: Когда я работал в Facebook, я думал/говорил/мечтал только о Facebook. Эта соцсеть была моей девушкой. Я относился к ней не как к работе, поэтому тратил на компанию все свое время.
3. Нанимайте только высококлассных специалистов
Почему?
- Они могут быть дороже, но принесут вам гораздо больше денег.
- Они сделают вашу жизнь намного проще, потому что решат ваши проблемы.
- Маховик найма: одни высококлассные специалисты привлекают других высококлассных специалистов. Специалисты среднего уровня привлекают больше специалистов среднего уровня.
В Facebook: мои коллеги были самыми умными людьми, с которыми я когда-либо работал (все они были из Лиги Плюща — Стэнфорд и Гарвард). Я никогда не чувствовал себя самым умным человеком в зале.
В AppSumo: я хочу работать только с ВПЕЧАТЛЯЮЩИМИ людьми. Если кто-то меня не впечатляет, я с ним не работаю.
4. Двигайтесь быстро
В Facebook: Мы выпускали несколько обновлений сайта каждый день. Для сравнения, компаниям вроде Microsoft потребовались бы месяцы, чтобы прописать детали продукта, обсудить их на множестве встреч и, наконец, реализовать.
В AppSumo: Быстро двигаться — это один из наших «сумоизмов».
5. Хорошо относитесь к сотрудникам
Почему?
- Марк понимал, что рабочая среда, в которой вы хотите работать, понравится потенциальным работникам и заставит нынешних гордиться тем, что они тут работают (и задерживаются допоздна).
- Все привилегии сводят к минимуму отвлекающие факторы, поэтому сотрудники могут сосредоточиться на работе.
В Facebook: список привилегий ДАЖЕ в первые дни был бесконечным!
- Модный офис в одном из самых дорогих районов Кремниевой долины.
- Сверхконкурентоспособные зарплаты
- Офисные стулья по $1000 для каждого
- PowerBook и BlackBerry каждому
- Вкусный завтрак, обед и ужин
- Холодильник с любыми напитками, которые вы только можете себе представить
- Оплачиваемые поездки в Лас-Вегас
- Неформальные встречи за счет компании каждую пятницу
- Бесплатная прачечная/химчистка
- Субсидированное жилье. $600 в месяц, если вы живете в пределах 1 мили от офиса
- Летний/зимний домик, которым может воспользоваться каждый
6. Утолите свое страстное желание
Почему?
- Когда вы создаете что-то для себя, все гораздо яснее, не нужно проводить столько исследований рынка.
- Нет ничего более увлекательного, чем работать над тем, чем вы сами пользуетесь.
В Facebook: Все, кто там работал, были влюблены в продукт, который мы создавали. Это все, о чем мы могли говорить/думать/мечтать.
В AppSumo: Я создал AppSumo, потому что мне нравились технические продукты и предложения…
7. Не слушайте клиентов по поводу характеристик продукта
Это спорный пункт… Но пользователи/клиенты часто не знают, чего они хотят.
Почему? Клиенты обычно не тратят столько времени на размышления о продукте, как вы.
В Facebook:
- Мы получали 10 000 отзывов каждый день. Большинство из них были просьбами о функциях, которые уже внедрены на других сайтах, или это были просто плохие идеи.
- Марк создавал продукт, который хотел использовать сам. Многие предложения по функционалу исходили напрямую от него или снизу от инженеров.
Личная история: пользователи возненавидели новостную ленту, когда она только появилась. Им казалось, что она вторгается в их частную жизнь. Через пару недель они ее полюбили.
8. Поддерживайте высокие стандарты + обращайте внимание на детали
Почему? Мелочи показывают ваше отношение ко всему остальному. Если вы ошибаетесь в мелочах, люди не будут доверять вам в большем.
В Facebook:
- Марк не принимал ничего несовершенного. Если он считал что-то ерундой, то непременно говорил об этом, и вам приходилось делать все заново.
- Марк был одержим заглавной буквой F в Facebook
- Внимание к деталям и грамматике, а также простота использования были самыми важными вещами на сайте.
Личная история: Марк подарил мне на Хануку книгу Странка и Уайта «Элементы стиля» (руководство по написанию грамотных и качественных текстов).
9. Сделайте так, чтобы сотрудники относились к продукту как к своему собственному
Почему?
- Если они будут чувствовать, что это их продукт, то и вести себя будут соответственно.
- Вам не придется контролировать все, что они делают (меньше работы для вас).
- Они сами решат проблемы и найдут способы повысить ценность вашего бизнеса.
В Facebook: инженеры и менеджеры по продуктам могли придумывать и создавать функции без чьего-либо одобрения.
10. Быстро нанимайте и быстро увольняйте
В Facebook: Марк немедленно увольнял людей, которые сдерживали Facebook, и быстро продвигал тех, кто помогал компании достигать целей.
Личная история: Меня уволили из Facebook…
11. Никогда не произносите слово «пользователь»
Почему? Понимание, что ваши продукты используют живые люди, позволяет вам лучше обслуживать их. Вы можете лучше понять проблемы, с которыми они сталкиваются, а не просто смотреть на цифры.
В Facebook: Марк орал на вас, если вы использовали слово «пользователь».
В OkDork: вы, ребята, смотрящие и читающие, не просто зрители или читатели, вы люди с надеждами, мечтами и стремлениями! Люблю вас, ребята!
12. Занимайтесь этим из любви к процессу, а не ради денег
В Facebook:
- Facebook на раннем этапе получил предложение от Yahoo на $1 млрд, но Марк ни на секунду не задумался о продаже.
- Марк и Дастин «сорвали куш» и стали миллионерами, но продолжали ездить на тех же машинах, и деньги ничуть их не изменили.
- Марк ездил на Infiniti FX45, а Дастин — на Toyota 4Runner.
Персональная история: квартира Марка была воплощением минимализма. Маленькая кровать, немного одежды и чайник. И все. Немножко посуды и еды, ни телевизора, ни интернета.
Моя личная жизнь: я миллионер, но все еще езжу на Miata, живу в маленьком домике, покупаю продукты в Taco…
13. Мыслите стратегически
Почему?
- Когда вы находитесь в конкурентной среде, такой как социальные сети в то время, одно неправильное решение может привести к краху. Обычно есть только один крупный игрок, так что нельзя допускать больших ошибок.
- Facebook стал социальной сетью №1, потому что Марк продолжал принимать правильные решения. Если он и делал какие-либо ошибки, то исправлял их очень быстро.
В Facebook:
- Несмотря на то, что мы двигались быстро, каждое решение, которое мы принимали, было стратегическим и тщательно продуманным.
- Марк проводил много времени в одиночестве, обдумывая свои решения.
- Марк обладал невероятной способностью мыслить будущим, он опережал конкурентов на 5 лет.