Делитесь временем, чтобы его стало больше

Когда люди тратят свое время на помощь окружающим, у них возникает чувство, будто в их распоряжении стало не меньше, а больше времени. К такому выводу пришли исследователи из Уортонской школы бизнеса. Подробнее об эксперименте рассказывает одна из глав нового сборника HBR «Как стать продуктивнее». Кэсси Могилнер из Уортонской школы бизнеса провела ряд экспериментов, в ходе […] …

Когда люди тратят свое время на помощь окружающим, у них возникает чувство, будто в их распоряжении стало не меньше, а больше времени. К такому выводу пришли исследователи из Уортонской школы бизнеса. Подробнее об эксперименте рассказывает одна из глав нового сборника HBR «Как стать продуктивнее».

Кэсси Могилнер из Уортонской школы бизнеса провела ряд экспериментов, в ходе которых предлагала испытуемым помочь другим людям — например, подписать открытку больному ребенку или отредактировать школьное сочинение. В тоже время другая группа участников занималась гораздо менее значимыми делами. В один день группа подсчитывала буквы «е» в латинском тексте, в другой — делала все по своему желанию, а на третий участники могли просто уйти из лаборатории. И каждый раз люди, которые занимались чем-то важным для других, чувствовали, что времени у них не убавилось, а прибавилось.

Могилнер: Результаты моего исследования показывают, что когда вы делитесь с кем-то временем, то по вашим субъективным ощущениям его как будто становится больше. Вы чувствуете себя менее ограниченным во времени, чем если бы просто бездумно тратили его, или занимались чем-то для себя, или даже получили бы полную свободу.

В первых двух экспериментах мы с коллегами обнаружили вот что. Многие из людей, которые писали письма больным детям или тратили часть субботнего утра на помощь другим людям, чаще утверждали, что воспринимают свое будущее как «бесконечное». В третьем эксперименте участники, помогавшие редактировать сочинения школьникам из неблагополучных семей, реже утверждали, что им не хватает времени, и чаще — что готовы им поделиться. И вели себя они в соответствии с этими ощущениями. Когда мы спросили тех, кто помогал школьникам, сколько времени они согласны потратить на участие в оплачиваемом социологическом онлайн-исследовании на следующей неделе, их средний показатель составил 38 минут — на девять минут больше, чем у группы, которой просто разрешили покинуть лабораторию. А когда дело дошло до этого исследования, люди, занимавшиеся редактурой сочинений, сделали больше, чем участники другой группы, и при этом отвечали на вопросы в среднем на семь минут дольше.

HBR: Как вы можете объяснить этот парадокс?

Мы с моими соавторами — Зоуи Чанс из Йельской школы менеджмента и Майклом Нортоном из Гарвардской школы бизнеса — выдвинули несколько теорий. Мы думали, что люди начинают меньше беспокоиться о времени благодаря социальным взаимодействиям, смыслу или удовольствию, которые они получают, помогая другим. Но судя по нашим результатам, люди, которые делятся своим временем, чувствуют себя более способными, уверенными и полезными. Они ощущают, что достигают чего-то, а в будущем смогут достичь большего. И это ощущение собственной эффективности заставляет их воспринимать время как менее ограниченный ресурс.

То есть вы говорите, что людям начинает казаться, будто у них больше времени. Но ведь фактически это не так. На самом деле времени у них остается меньше, потому что часть они потратили на кого-то. А в сутках все равно 24 часа.

Да, объективно времени у них остается меньше. Но они чувствуют эффективность своей деятельности, поэтому у них повышается продуктивность. Конечно, если вы будете отдавать слишком много времени, так, что его не будет оставаться на выполнение других задач, то в этом нет смысла. Но наши исследования показывают: когда вы делитесь с кем-то даже небольшим количеством времени, у вас возникает ощущение, что в оставшиеся часы вы способны сделать больше, чем обычно. В одном из наших экспериментов мы просили часть людей потратить на помощь другим 10 минут, а вторую часть участников мы просили выделить 30 минут. Оказалось, что изменение их восприятия оставшегося времени не зависит от продолжительности этой помощи — однако это изменение очень существенно по сравнению с теми, кто потратил те же 10 и 30 минут на себя. Это перекликается с исследованиями об удовольствии: оказывается, то, на что именно человек тратит деньги, гораздо важнее суммы, которую он тратит.

А почувствовали ли бы люди такое же повышение эффективности, если бы просто засучили рукава и занялись своей работой?

Возможно. Однако все мы ленимся, и всем нам нужны перерывы — особенно если мы находимся в стрессовом состоянии. Использовать перерывы в работе, чтобы сделать нечто для себя, или заняться тем, что не требует умственных усилий (например, просмотром ТВ), может быть приятно. Однако это забирает ваше время как субъективно, так и объективно. И не помогает вам снижать уровень стресса. Вы будете чувствовать себя гораздо лучше, если во время перерыва смените обычную деятельность на ту, которая поможет вам ощутить, что вы способны сделать больше. Помощь окружающим — это как раз такая деятельность.