Не работайте за копейки. Даже из любви к искусству

Известный поэт и коуч Марк Макгиннесс много лет консультировал представителей творческих профессий, стремившихся раскрыть свой потенциал в карьере или бизнесе. В одной из глав своей книги «Мотивация для творческих людей» он объясняет, почему работа мечты, которая приносит удовольствие, должна хорошо оплачиваться. Представители творческих профессий совершают одну из самых серьезных ошибок, когда соглашаются работать за символическую плату или […] …

Известный поэт и коуч Марк Макгиннесс много лет консультировал представителей творческих профессий, стремившихся раскрыть свой потенциал в карьере или бизнесе. В одной из глав своей книги «Мотивация для творческих людей» он объясняет, почему работа мечты, которая приносит удовольствие, должна хорошо оплачиваться.

Представители творческих профессий совершают одну из самых серьезных ошибок, когда соглашаются работать за символическую плату или вообще даром, потому что им нравится проект. Разумеется, тут нет ничего плохого, если это то, чего вы действительно хотите, — например, если у вас и так все в порядке с деньгами и вы хотите потратить свое время и силы на благое дело. Иногда имеет смысл взяться за работу, если она доставляет удовольствие, приносит известность, или по другим весомым причинам.

Но, если вас просят оказать профессиональную услугу — как фрилансера или как сотрудника, но говорят, что у них «нет бюджета», чтобы вам заплатить, вам стоит задуматься.

Действительно ли этот клиент настолько беден? Или он просто не считает вашу работу достаточно важной, чтобы ее оплачивать?

Если клиент не готов взять на себя финансовые обязательства перед вами, то почему вы должны дарить ему свои энергию и время?

Если клиент обещает, что взамен будет рекомендовать вас другим, поинтересуйтесь подробностями и узнайте, кому из других специалистов уже оказались полезными его рекомендации. Если вы не услышите конкретных примеров, стоит задуматься.

Подумайте дважды, если вам предлагают работать за копейки, обещая более выгодные проекты в будущем. По моему опыту, если клиент или работодатель не ценит вашу работу с самого начала, он не станет ее ценить и впоследствии.

Слишком многие творческие люди оправдывают свою готовность соглашаться на невыгодные условия тем, что любят свою работу. Мы убеждаем сами себя, что это «только для начала», или что «будет интересно», или что нынешний проект — «отличная возможность», которая поможет «выйти на новый уровень», — но на самом деле это лишь отговорки и банальная трусость. Мы или боимся твердо заявить о том, сколько действительно стоит наш труд, или настолько отчаянно нуждаемся в работе, что готовы принять любое предложение.

Если вы соглашаетесь на подобные условия, сначала вы выдыхаете с облегчением: вы получили новый проект. Но по прошествии времени вы обнаруживаете, что работаете больше, а получаете при этом меньше. Вы начинаете страдать от стресса, нежелания работать и полного отсутствия вдохновения. Неоднократно я наблюдал, как у моих клиентов наступал поворотный момент в карьере, когда они осознавали, что в долгосрочной перспективе будут испытывать меньше стресса, посмотрев в лицо своему страху, подняв цены и отказавшись от невыгодных проектов, чем если и дальше станут мириться с безденежьем. А чем меньше стресса, тем больше энергии и внимания вы можете посвящать своему творчеству.

Таким образом, если вы действительно хотите работать на пике своих творческих возможностей и построить достойную карьеру, вам необходимо:

— преодолеть отчаяние, научиться распознавать это чувство и никогда не позволять ему принимать решения за вас;

— проявить избирательность: определить для себя критерии идеального клиента (проекта, работы, возможности), а также приемлемый минимум, если идеального варианта нет;

— знать себе цену — и просить ее;

— четко обозначить свои условия: другая сторона должна знать, что нужно делать, чтобы работать с вами;

— быть готовым отказаться от работы: лучше продолжать поиски, чем соглашаться на проект, который обернется для вас кошмаром.