Страх страху рознь: как соцсети угнетают и унижают нас

Страх упущенных возможностей, или FОMO (fear of missing out), обычно описывается как тревожное чувство, которое возникает, когда вы думаете, что другие люди могут хорошо провести время без вас. Чрезмерный FОMO тесно связан с симптомами поведенческой зависимости. Он часто приводит к нежелательному поведению, такому как постоянное чтение социальных сетей — даже в неподходящих обстоятельствах, например, за […] …

Страх упущенных возможностей, или FОMO (fear of missing out), обычно описывается как тревожное чувство, которое возникает, когда вы думаете, что другие люди могут хорошо провести время без вас. Чрезмерный FОMO тесно связан с симптомами поведенческой зависимости. Он часто приводит к нежелательному поведению, такому как постоянное чтение социальных сетей — даже в неподходящих обстоятельствах, например, за рулем, — и чрезмерной озабоченности реакцией на посты и сообщения.

Наше новое исследование выявило основные триггеры этого психологического феномена, контексты, в которых он возникает, и типы страхов, которые вызывает. Мы также предложили новые функции для социальных сетей, которые могли бы минимизировать эту самую современную форму социального беспокойства.

Люди — существа социальные по своей сути. Наша идентичность, убеждения и поведение основаны на взаимодействии с другими людьми, от хороших знакомых до прохожих на улице, с которыми мы на мгновенье пересеклись взглядами. У предыдущих поколений, возможно, были периоды передышек от социального мира. Но с появлением социальных сетей и смартфонов социальная информация доступна как никогда раньше.

Несмотря на пословицу, что в интернете ничего никогда не исчезает, социальная информация может устареть и со временем стать менее значимой. Например, групповые чаты, прямые трансляции и личные сообщения, ожидающие немедленного ответа. Когда люди не успевают идти в ногу со всеми этими сообщениями и потоками, FОMO поднимает свою жуткую голову.

Категории FОMO

В нашем исследовании мы рассмотрели ситуации и контексты, в которых запускается FОMO, и какие страхи встречаются.

FОMO как единичная концепция — это упрощение. Считается, что FОMO возникает из-за невозможности выйти в интернет (потеря сигнала или разряженная батарея), но мы обнаружили, что страх часто возникает, когда люди онлайн. Например, когда у людей есть несколько устройств и учетных записей социальных сетей, но мало времени или нет желания просмотреть их все, у них может возникнуть страх пропустить важные сообщения и события.

FОMO также случается, если люди разочарованы тем, что другой человек не отвечает на сообщение, хотя он его получил и прочитал. Они могут бояться, что повели себя неправильно в предшествующей беседе и упустили шанс проявить сочувствие. В дополнение к этому мы обнаружили ряд дополнительных страхов, таких как:

  • страх упустить возможность стать популярнее. Это происходит, если кто-то опаздывает с ответом и с выражением сочувствия, когда это необходимо;
  • страх пропустить ценную информацию;
  • страх быть исключенным из социальных групп из-за недостаточного участия;
  • страх спровоцировать негативные реакции.

FОMO ассоциируется со стрессом и беспокойством, а также с тем, как мы относимся друг к другу в сети и каковы наши ожидания. Вот почему многие считают социальные сети в их нынешнем виде антисоциальными инструментами, нацеленными главным образом на привлечение внимания людей, а не на здоровое общение.

Также существуют вопросы, как влияют технологии на нарушение благополучия людей и почему ограничены инструменты и функции, которые помогают регулировать и формировать социальное присутствие и идентичность в интернете. Инициатива Google Digital Wellbeing — это пример усилий в этом направлении. Приложение показывает ежедневные отчеты о том, как часто вы используете приложения, сколько уведомлений получаете, как часто проверяете телефон и снимаете блокировку экрана.

Оценивая социальные сети, мы отметили, как особенности дизайна могут запускать FОMO у пользователей. Например, основная функция отображения количества лайков поста может спровоцировать страх того, что пользователь упускает индикаторы социального одобрения — а это, в свою очередь, связано с эмоциональным благополучием.

Другие функции, например, двойная галочка в сообщениях WhatsApp, могут создавать озабоченность социальными отношениями. FОMO может появиться, когда пользователь задается вопросом, почему друзья не отвечают, несмотря на то, что прочитали сообщение.

По данным социально-психологических исследований, люди часто ошибочно интерпретируют поведение других людей. Например, человек может посчитать себя отвергнутым, если его сообщение осталось «непрочитанным» или не получило ответа, а получатель на самом деле мог просто остаться без связи или пойти на собрание.

Дизайнерские решения

Технологии могут как усилить существующие проблемы, так и послужить положительным изменениям. Из бесед с людьми, которые испытывают FОMO, мы определили ряд возможных дизайнерских решений:

  • Настроить списки приоритетов таким образом, чтобы человек получал сообщения и уведомления только о важных событиях и темах и от выбранных источников, групп и контактов, которые ему небезразличны.
  • Сделать легкой фильтрацию, запись и повторение события, чтобы человек мог вернуться в социальные сети в любое время, не упуская при этом временно доступную информацию и в то же время не перегружаясь уведомлениями, контентом и взаимодействиями.
  • Предоставить людям возможность формировать собственный протокол социального взаимодействия. Например, аналогично настройке параметров конфиденциальности, пользователи могут указать, что они не всегда отвечают на комментарии, и в сети бывают эпизодически, поэтому другим не стоит ждать, что они будут вовлечены во взаимодействие постоянно.