Исследование: что на самом деле объясняет нашу любовь к кофе

Если бы мне пришлось выбирать между алкоголем и кофе, я отказалась бы от алкоголя. Просто я слишком люблю кофе… Но действительно ли это так? Или я просто хочу его, и это совсем другое дело? Хотя кофеин — самый распространенный психотропный препарат в мире, споры о том, насколько он вызывает привыкание, все еще продолжаются. Есть разные […] …

Если бы мне пришлось выбирать между алкоголем и кофе, я отказалась бы от алкоголя. Просто я слишком люблю кофе… Но действительно ли это так? Или я просто хочу его, и это совсем другое дело?

Хотя кофеин — самый распространенный психотропный препарат в мире, споры о том, насколько он вызывает привыкание, все еще продолжаются. Есть разные критерии зависимости: обычные люди, которые пропускают по чашечке кофе по утрам, часто говорят о симптомах отмены, например, о головных болях. Даже обсуждается включение «расстройства потребителя кофеина» в следующее издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Но действительно ли кофе вызывает привыкание таким же фундаментальным образом, как более тяжелые наркотики, к примеру, кокаин?

Новая статья, опубликованная в Journal of Psychopharmacology, утверждает, что да. Николас Кораньи из Университета Йены и его коллеги обнаружили, что любители крепкого кофе именно «хотят» его — сильнее, чем он им «нравится». Подразумевается, что как минимум отчасти, а то и полностью, они пьют его, чтобы удовлетворить зависимость, а не для удовольствия.

Как правило, когда у человека развивается все более сильная зависимость от наркотика, он начинает хотеть его сильнее, поскольку сети мозга, вовлеченные в мотивацию, становятся более чувствительными, но при этом нравится он им меньше. Команда решила, что это полезная основа для изучения отношения к кофе.

Однако, было бы неразумно просто спрашивать людей, хотят ли они кофе или любят его. Легко перепутать или просто не знать ответ. Поэтому команда разработала исследование, чтобы выявить скрытое отношение людей к кофе.

Участие в исследовании приняли 56 немецких студентов. Около половины были «заядлыми» любителями кофе, которые пили три или больше чашек в день. Остальные либо не пили кофе, либо выпивали не более одной чашки в день. Сначала участники прошли опрос по поводу жалоб, связанных с употреблением кофе, таких как симптомы отмены. Затем они приступили к компьютерным тестам.

В части исследования, связанной с «любовью», участникам показывали серии изображений кофе и сока, перемежавшихся другими подборками, в которых были позитивные или негативные картинки (например, щенки или человеческие черепа). Участникам нужно было нажимать две клавиши на клавиатуре, чтобы быстро указать, увидели ли они кофе или сок, либо выбрать была ли картинка «приятной» или «неприятной». Например, нажатие правой клавиши означало, что на картинке был кофе, но также и то, что картинка была приятной. Расклад клавиш менялся во время эксперимента, то есть иногда «кофе» относился к той же клавише, что «приятные» картинки, а иногда — к той, что «неприятные». Сравнивая скорость ответов участников в том и другом случае, исследователи смогли оценить степень, в которой участникам безоговорочно нравился кофе.

В части «желания» участникам снова пришлось быстро отсортировать серию изображений кофе и соков, на этот раз указав, были ли они «желанными» или «не желанными». Опять же, картинки перемежались другими — на этот раз отображались либо буква, либо цифра. Участники должны были отвечать с помощью клавиши «хочу», видя цифры, и если их ответ был правильным, они получали небольшую сумму денег. Если они видели букву, то должны были отвечать «не хочу». Эти испытания дали представление о том, сколько участников безоговорочно хотели кофе.

(Стоит отметить, что такого рода задание, известное как тест неявной ассоциации, в прошлом подвергалось критике. Однако в предыдущей работе некоторые авторы этого нового исследования утверждали, что тест обладает огромным потенциалом, если используется правильно. И в этом исследовании он использовался не так, как в спорных работах, например, для изучения скрытого расизма.)

Результаты показали, что заядлые любители сильно хотели кофе — гораздо сильнее, чем те, кто пил кофе время от времени. Но и те, и другие продемонстрировали одинаково низкую «любовь» к кофе. «Насколько нам известно, полученные результаты… впервые демонстрируют различия между желанием и любовью к кофе у заядлых любителей», — сообщают исследователи. Это говорит о том, что кофеин действительно нужно относить к той же группе, что и алкоголь, кокаин и амфетамины, по влиянию на системы мозга, участвующих в процессах мотивации и желания.

Кофеин, вероятно, оказывает гораздо более слабое воздействие на эту систему, чем другие препараты. «Однако, что касается базовых мотивационных и нейрофизиологических процессов, связанных с развитием зависимости, основное различие между наркотиками с высокой степенью привыкания (например, алкоголем или кокаином) и веществами с меньшей степенью привыкания (например, кофеином) скорее количественное, чем качественное», — подводит итог команда исследователей.

Как человек, который, как правило, выпивает две чашки кофе каждое утро, я не попадаю в группу «заядлых любителей». Неважно, насколько сильно я хочу кофе. Я знаю, что мне он нравится — особенно большая чашка. Жду-не дождусь, когда откроется мое любимое местное кафе…