В жизни мы постоянно сталкиваемся с тем, что не дает нам полностью воплотить свой потенциал. Подорвать способность к свободному выбору может все, что угодно — от устаревших образовательных стандартов до правил, принятых в отдельной семье. Сьюзен Фаулер, консультант по лидерству таких известных компаний, как Apple, Google, Harley‑Davidson и Kawasaki, называет три главных препятствия, три фатальных отвлекающих фактора — это материальные ценности, стремление к счастью и чрезмерная занятость. В одной из глав книги «Ваш источник мотивации» она объясняет, почему они столь опасны.
Материальные ценности
Научно доказано, что погоня за материальным благополучием подрывает наши истинные ценности, вредит человеческим взаимоотношениям и разрушает сопричастность. Жажда денег и стремление к материальным благам лишают выбора. А отсутствие денег или вещей, о которых мы мечтаем, может подрывать компетентность. Сосредоточенность на обретении богатства вытесняет из жизни цели, достижение которых приносит куда большее удовлетворение. Недавние исследования выявили любопытные нюансы, в которых стоит разобраться. Погоня за материальными благами сама по себе не так важна, как причина, по которой вы стремитесь их заполучить.
Вот что говорит по этому поводу Жак Форест, крупнейший специалист по мотивации в финансовых вопросах. Если вы хотите иметь больше денег, чтобы тратить их на других, экономить время или испытывать стабильность, то ваши шансы обрести материальное благополучие выше, чем если вы просто хотите тратить богатство на удовлетворение своих желаний. Человек, который зарабатывает деньги с удовольствием (любит свое дело) или руководствуясь высшими ценностями (например, чтобы иметь возможность жертвовать на благотворительность), имеет значительно больше шансов обрести финансовое благополучие, чем тот, кто стремится разбогатеть из эгоистических побуждений или исключительно ради приобретения материальных ценностей.
Форест подчеркивает, что деньги — понятие условное, придуманное людьми. По большому счету это просто способ замены бартера — неодушевленный объект, не имеющий смысла, пока мы сами не наделяем его таковым. Если вы жаждете денег только ради имиджа, власти или статуса, то эта жажда мешает вашему процветанию. Однако если вы стремитесь заработать больше, руководствуясь согласованной или интегрированной мотивацией либо пребывая в состоянии «потока», то ваш оптимальный мотивационный статус автоматически расширяет возможности для процветания.
Возможно, вы слышали о «феномене контрактного года» в спорте. Эмпирические исследования демонстрируют, что игроки Главной лиги бейсбола и Национальной баскетбольной ассоциации США показывают лучшие результаты в том сезоне, когда они должны заключить новый контракт. Перспектива получить материально выгодное предложение придает им энергии — но оказывается более полезной для их личной статистики, чем для команды. После подписания нового контракта они не могут поддерживать тот же уровень функционирования, и в итоге в последующие два года их результаты падают ниже базового уровня предшествующего года.
Деньги — один из самых вредных фатальных отвлекающих факторов. Вы, разумеется, можете возразить, что без них попросту не проживешь. Это справедливо, но существует принципиальная разница между нуждой в деньгах и финансовой мотивацией. Если деньги служат для вас движущей силой, вы не можете ее контролировать — это она контролирует вас, лишая выбора. При этом также подрываются сопричастность (вы забываете о действительно качественных ценностях) и компетентность (когда материальные блага становятся конечной целью, тут уж не до обучения и развития).
Одна молодая женщина, работающая торговым представителем, заявила мне, что для нее мотивацией являются деньги. Я посоветовала ей найти высококачественную, основанную на подлинных ценностях причину для того, чтобы выполнять план, а не сосредотачиваться на тех бонусах, которые были обещаны ей за продажу нового продукта. Через несколько месяцев она призналась, что не последовала моему совету. Женщина объяснила, что премия в $2000 была для нее, как матери-одиночки с ограниченными финансовыми ресурсами, очень соблазнительной. Бедняжка чувствовала, что просто должна биться за эту премию, — в противном случае она испытывала бы чувство вины, зная, сколько счетов ей нужно оплатить. Но затем все повернулось иначе: женщина рассказала, что стала испытывать еще большее чувство вины по другой причине — потому что ей пришлось кривить душой, проталкивая продукт, рискуя потерять при этом доверие клиентов. Ее первоначальное воодушевление из-за того, что она могла предложить людям что-то новое, было омрачено давлением, которое она испытывала, думая, что обязательно должна получить бонус, и это повлияло на эффективность ее деятельности. Фатальный отвлекающий фактор мотивации, основанной исключительно на внешних стимулах, оказался слишком вредным: в результате женщина уволилась из той компании.
Самое печальное то, что действия, основанные на материальных ценностях, не только подрывают ваше собственное здоровье и благополучие, но и негативно влияют на окружающих. Выбрав неправильный фокус, вы лишаетесь большой доли сочувствия и эмпатии. Ваши ценности формируют ваш подход к работе, игре, принятию решений и жизни в целом. А эти решения влияют на мир вокруг вас.
Стремление к счастью
Нейрофизиологи установили, почему, обретя статус или власть, человек испытывает эйфорию: при этом активируются те зоны мозга, которые отвечают за счастье. Но давайте задумаемся: что же такое на самом деле счастье? Словари трактуют это понятие как «удачливость, процветание, благоприятное стечение обстоятельств». Счастливого человека часто именуют баловнем судьбы или любимцем фортуны. То есть получается, что счастье зависит от того, что с нами происходит — без нашего активного участия. По сути, то, что «делает вас счастливым», противоречит вашей психологической потребности в выборе — ощущению того, что все действия исходят от вас самого, а не из каких-либо внешних источников. Если вы счастливы по ложным причинам (например, приобрели что-то в ущерб чужим интересам), то при этом подрывается сопричастность. Бессмысленное счастье может быть приятным, но оно никогда ничему вас не научит, и с течением времени вы рискуете подорвать свою компетентность.
Чрезмерная занятость
Попадаются люди, которые заявляют, что вся их жизнь сводится исключительно к работе. Если вы не способны отвлечься и даже в свободное время выбросить из головы служебные проблемы, то обязательно следует разобраться, почему так происходит. Очень важно выявить истинные причины, чтобы обрести сопричастность.
Возможно, работа для вас — своего рода знамя чести: «Я так занят важными вещами, что у меня просто нет времени ни на что другое!» В этом случае стоит призадуматься: а как же многие из самых успешных бизнесменов мира находят время на духовное обновление и общение с близкими? У вас в сутках те же 24 часа, что и у всех прочих на планете.
Важно понять, что именно подпитывает вашу зацикленность. Давайте рассмотрим разницу между двумя следующими возможными причинами:
- Я не могу отвлечься от работы, потому что она дает мне всё: власть и контроль над ситуацией, деньги и взрослые игрушки, уважение и социальный статус.
- Я постоянно занят ради воплощения в жизнь своих приоритетов — например, чтобы дать образование детям, помогать людям, заниматься благотворительностью.
Мне нередко приходится слышать, что человек не хочет думать ни о чем, кроме работы, потому что он очень любит свое дело. Вполне логично. Но если ваша страсть подпитывается фатальными отвлекающими факторами — властью, статусом, имиджем, деньгами, то она запросто может стать одержимостью. А такую страсть вы уже не можете контролировать — это она контролирует вас. В данном случае ваша неспособность отвлечься от работы — это скорее пагубное пристрастие, чем сознательный выбор. Таким образом, налицо фатальный отвлекающий фактор, разрушающий выбор, сопричастность и компетентность.