Мифы о зефире: почему терпение — не показатель будущих успехов

Стэнфордский «зефирный» эксперимент — самое, пожалуй, известное исследование в области отсроченного удовольствия. В 1972 году ученые попросили группу детей сделать простой выбор: съесть зефир (точнее, его американский вариант, «маршмеллоу») прямо сейчас или подождать 15 минут и получить двойное угощение. В статье исследователи выделили два важных вывода. Во-первых, дети могли ждать дольше, если физически не видели […] …

Стэнфордский «зефирный» эксперимент — самое, пожалуй, известное исследование в области отсроченного удовольствия. В 1972 году ученые попросили группу детей сделать простой выбор: съесть зефир (точнее, его американский вариант, «маршмеллоу») прямо сейчас или подождать 15 минут и получить двойное угощение.

В статье исследователи выделили два важных вывода. Во-первых, дети могли ждать дольше, если физически не видели лакомство. Во-вторых, использование стратегий отвлечения также положительно влияло на то, как долго дети могли ждать. «Они пели тихие песенки, закрывали голову руками, колотили по полу ногами, забавлялись сигнальным звонком, молились и так далее. Одна маленькая девочка, видимо, сильно переволновавшись, опустила голову, безвольно села, расслабилась и крепко заснула», — пишут авторы.

Хотя это первое исследование и было интересным, оно стало знаменитым благодаря последующим экспериментам, проведенным в 1980-х и 1990-х годах. Другая группа исследователей обнаружила некоторую корреляцию между результатами первоначального «зефирного» теста и успехами детей много лет спустя. В частности, дети, которые показали более высокий уровень самоконтроля с зефиром, как правило, получали более высокие оценки в академическом тесте (SAT), будучи подростками.

Из-за этих исследований многие люди думают, что более сдержанные дети добьются больших успехов в будущем, а значит, детей нужно учить терпению, чтобы они получили аналогичное преимущество. Но на самом деле к этим исследованиям есть много вопросов.

Корреляция — это не причинно-следственная связь

Сами авторы оригинальных исследований были недовольны тем, как интерпретировалась их работа. «Мысль, что ваш ребенок обречен, если решает не ждать зефира, на самом деле в корне неправильна», — сказал Уолтер Мишель, который и придумал «зефирный» тест.

Более того, исследование не удалось повторить и получить те же результаты. К их чести, Мишель и его коллеги очень ясно продемонстрировали ненадежность своего исследования в статье 1990 года, подчеркнув небольшой размер выборки, низкую вариативность и потенциальную важность многих других факторов, которые не были учтены в работе — например, домашняя обстановка.

Поэтому удивительно, что другой команде понадобилось более тридцати лет, чтобы проверить эти исследования. Профессор психологии Нью-Йоркского университета Тайлер Уоттс с командой проанализировал данные, собранные Национальными институтами здравоохранения (НИЗ) США в 1990-х годах о более 900 четырехлетних детях. Хотя испытание зефиром у НИЗ было короче — 7 минут вместо 15, — принципы были одинаковыми.

Есть два аспекта, которые делают эти данные более интересными. Во-первых, размер выборки: почти тысяча детей против менее ста в более старых исследованиях. Во-вторых, разнообразие участников. В то время как ранние исследования проводились с детьми из богатых и образованных семей (родители детей были профессорами в Стэнфорде), новое исследование охватывало детей, матери которых не учились в университете.

Результаты нанесли удар по оригинальным исследованиям. Как только авторы учли такие факторы, как семья, корреляция между самоконтролем в возрасте 4 лет и показателями SAT в 15 лет полностью исчезла.

«Если у вас есть двое детей, у которых одинаковая среда обитания, одинаковое родительское воспитание, этническая принадлежность, один и тот же пол, похожая домашняя обстановка и схожие ранние когнитивные способности, то имеет ли значение, что один из них способен отсрочить удовлетворение, а другой — нет? Наше исследование говорит, вероятно, нет», — пишут авторы.

Изобилие порождает терпение

Так почему же некоторые дети могут откладывать удовольствие, а другие просто едят зефир? Новое исследование предлагает более простое объяснение. «Это говорит о том, что способность дождаться второго зефира в значительной степени определяется социальным и экономическим положением ребенка, и в свою очередь, именно этот фон, а не способность откладывать удовольствие, стоит за возможным будущим успехом», — пишет Джессика Каларко.

Во-первых, с точки зрения ребенка: если он не уверен, что один зефир, который ему дали, не исчезнет, зачем рисковать и ждать второго зефира? Дети, растущие в более бедных семьях, чаще размышляют именно так.

Во-вторых, с точки зрения родителей: почему бы не побаловать ребенка, когда я могу? Если более состоятельные родители, как правило, учат своих детей ждать большего вознаграждения, родители с более низким доходом используют любую возможность, чтобы принести ребенку радость прямо сейчас.

Способность ребенка отсрочить удовольствие не служит показателем его успеха во взрослом возрасте. Более сильное влияние на будущее оказывает социально-экономический фон. И пора прекратить ругать детей за нетерпеливость. Нетерпение — это признак неуверенности в будущем.

Сила воли переоценена

Долгое время ученые считали самообладание мерой силы воли. Чем больше сила воли, тем легче противостоять искушениям. Но недавние исследования приводят доводы против использования силы воли как средства достижения своих целей.

В одном из них приняло участие более 200 человек. Авторы провели среди них опрос, чтобы измерить самоконтроль (путем оценки таких утверждений, как «я хорошо противостою искушениям» или «я легко могу хранить секреты»), а затем участники в течение недели сообщали о своих текущих желаниях, соблазнах и оценивали уровень самоконтроля.

Результаты оказались удивительными: люди, которые по данным первичного опроса обладали лучшим самоконтролем, сталкивались с меньшим количеством соблазнов в течение недели. Иными словами, людям с превосходным самоконтролем не было нужды его использовать.

Если дело не в силе воли, то как можно повысить свое самообладание, будучи взрослым?

  • Превратите «надо» в «хочу». Независимо от того, какова ваша цель — есть здоровую пищу, заниматься спортом или учиться — пусть это будет приятное занятие, а не повинность. Кто-то использует геймификацию, кто-то объединяет усилия с приятелем. Экспериментируйте, чтобы понять, что делает эти задачи более приятными.
  • Прививайте более правильные привычки. Сила привычек в том, что они становятся автоматическими. Это может быть плохо, если вы привыкаете жевать целый день, курить, а может быть и хорошо, если это привычка пить воду или медитировать. Вместо того, чтобы делать упор на силу воли, формируйте более правильные привычки и ритуалы.
  • Управляйте соблазнами. Упростите движение к своим целям. Пытаетесь питаться правильно? Запаситесь соответствующими продуктами. Пытаетесь делать физические упражнения? Поставьте кроссовки прямо рядом с дверью и уберите пульт от телевизора из зоны видимости. Пытаетесь читать больше? Разложите книги по всему дому: на тумбочке, в гостиной, в ванной. Заманивайте себя.

Признайте, что вы человек: ваша сила воли чрезвычайно ограничена, и это неэффективный инструмент для достижения целей. Вместо этого сформируйте среду и выработайте привычки, которые позволят вам гораздо легче придерживаться принятых решений. И если вам или ребенку иногда не удается отложить удовольствие, не стоит заниматься самобичеванием. Терпение — вовсе не показатель будущего успеха. Забудьте об этом и просто продолжайте свой путь.