Хотите зарабатывать больше? Берите пример с раков-отшельников

Если бы это было легко, все давно стали бы миллионерами. Но одного желания недостаточно, хотя это тоже важный шаг на пути к цели. Вам придется сделать еще один, и он гораздо сложнее. Авторы книги «Магия утра для финансовой свободы» издательства МИФ сравнивают успешных людей с ракообразными. Из этого отрывка вы узнаете, как необычная метафора может […] …

Если бы это было легко, все давно стали бы миллионерами. Но одного желания недостаточно, хотя это тоже важный шаг на пути к цели. Вам придется сделать еще один, и он гораздо сложнее. Авторы книги «Магия утра для финансовой свободы» издательства МИФ сравнивают успешных людей с ракообразными. Из этого отрывка вы узнаете, как необычная метафора может помочь вам добиваться большего.

Я беседовал со множеством людей, которые пытались изменить свое финансовое положение. Их попытки выглядели примерно следующим образом:

«Я хотел бы зарабатывать больше, но не знаю как».

«Я вкалываю с утра до вечера, но не становлюсь богаче».

«Некоторые люди просто притягивают деньги. Но мне этого не дано».

На подобные аргументы я отвечаю одинаково: «Добро пожаловать в “коробку”». Эта фраза кратко выражает глобальную идею, которая, с моей точки зрения, с учетом моего опыта борьбы за место под солнцем представляет собой, пожалуй, самое важное условие для того, чтобы встать на путь, ведущий к богатству. Идея коробки объясняет, почему некоторые люди, даже сделавшие выбор стать богатыми, в конечном счете ничего не добиваются.

Естественно, каждый хочет знать, что такое «коробка». Чтобы это понять, поговорим сначала о ракообразных.

Раки-отшельники и миллионеры

Несомненно, вам приходилось видеть раков­ отшельников — это ракообразные, принадлежащие к одному (вкусному!) классу с лобстерами и креветками. В отличие от других ракообразных раки­отшельники приспособились жить на земле. Они дышат влажным воздухом, а не живут в воде. В отличие от лобстеров и им подобных раки­отшельники не имеют собственной раковины. У них есть экзоскелет, хитиновый панцирь, но снаружи они довольно мягкие по сравнению со своими ракообразными родственниками, что делает их легкой добычей. В ходе эволюции они научились заимствовать чужие раковины.

По мере того как рак-­отшельник растет, ему приходится искать раковину большего размера, чтобы поместиться в ней; как и золотая рыбка, рак ограничен размерами своего убежища. Интересно то, что не все раки­-отшельники одинаковы: некоторые привыкли жить в более крупных раковинах. Одни почти никогда не меняют раковину, тогда как другие делают это регулярно. Некоторые особи с определенного возраста не меняют раковину, оставаясь в одной всю жизнь.

Люди не отличаются таким разнообразием моделей поведения, но и у них есть свои раковины, или «коробки». Я имею в виду мировоззрение, убеждения и привычки, которые со временем меняются или отбрасываются за ненадобностью.

В молодости, пока растем, мы стремимся менять раковины, или «коробки», часто — как в физическом, так и в интеллектуальном плане. Но в пору зрелости этот процесс существенно замедляется. Мы погружаемся в рутину, как и все остальные, и главное наши убеждения и образ мышления постепенно теряют гибкость. Эта склонность проявляется во всех аспектах жизни, от выбора карьеры и места для отпуска до выбора спутника жизни. Особенно ярко она проявляется тогда, когда речь заходит о богатстве.

Как мы к этому приходим

Несомненно, «коробка», в которой вы живете сейчас, идеально вам подходит. Вы в ней выросли и чувствуете себя вполне комфортно. Все в вашей коробке происходит по заведенному порядку. Дом, друзья, работа, бизнес, автомобиль — все это результат вашего образа мыслей, убеждений и действий, которые вы совершили в прошлом. Все это следствие жизни в вашей коробке. Любое ваше действие проходит через ее фильтр, привычную последовательность мыслей в голове, которая помогает вам решить — к лучшему или к худшему, — какую жизнь вести.

В такой же мере все это касается и дохода. Ваша теперешняя «коробка» обусловила нынешний уровень дохода, остаток на счету и общую сумму активов. Если вы хотите все это изменить, понадобится новая «коробка».

Когда раку­-отшельнику требуется больше места, он бросает старую раковину и отправляется на поиски новой. Но это весьма опасный для него момент. Лишенный раковины, «голый» рак открыт всему миру. Это большой риск. Но рак рискует ради того, чтобы получить более удобный и безопасный дом. Как и рак, вы можете перерасти то, что у вас есть. Каждый день, когда рак не меняется, — это день, когда ничего не меняется. То же самое можно сказать и о человеке.

Если вы пытаетесь построить другую, отличную от нынешней, жизнь и другую реальность, вам придется изменить свои убеждения, образ мышления и образ действий. Если вы, как рак­отшельник, хотите раковину побольше, решайтесь на перемены.

Как построить «коробку» побольше

Вы никогда не сбежите из «коробки», поскольку смотрите на мир через фильтр своих убеждений и прошлого опыта. Вас всегда немного дурачил ваш разум, показывая действительность не такой, какова она на самом деле, причем это касается всех нас. Но вы можете расширить свой взгляд на мир.

Одно из важнейших открытий в науке о человеке за последние десятилетия — это понимание, что мы видим мир не таким, каков он есть. Мы осознаем созданную мозгом версию реальности, причем каждый из нас свою. Если эта идея кажется вам надуманной, учтите: к псевдонауке она не имеет отношения. Все, что вы, по вашему мнению, знаете и во что верите, создано мозгом. И нейробиология доказала это. Красный цвет есть не что иное, как интерпретация мозга. Вашего мозга. Это означает, что другие люди не обязательно видят этот цвет как красный. «Фильтр», через который мы смотрим на мир, искажает его, заставляя нас видеть вещи определенным образом, и нередко вводит в заблуждение, особенно если речь идет о деньгах.

Не стоит беспокоиться: все мы склонны попадать в разные ловушки. Если мы знаем о них, то более точно оцениваем размеры своей «коробки» и понимаем, что может делать ее тесной. Существует множество разных искажени. И далее мы рассмотрим те, что имеют отношение к богатству.

Страх потери

Никто не любит проигрывать, часто страх перед поражением пересиливает желание победы. Приятно выиграть 100 долларов, но нежелание потерять эту сумму гораздо острее. Оно заставляет нас привязываться к тому, что у нас уже есть. Иными словами, мы не хотим рисковать, когда речь идет о деньгах. Однако погоня за богатством всегда связана с определенным риском. Если же ваш страх слишком силен, вам будет трудно стать миллионером.

Ошибка невозвратных издержек

Эта особенность человеческого мышления связана со страхом перед риском, и она побуждает нас продолжать тратить на бесполезные вещи. Если вы когда-­нибудь рассуждали подобным образом: «Я уже вложил так много, что теперь не могу остановиться», значит, вы жертва этой ошибки. Помните: невозвратные издержки уже потеряны. Вы не можете понести их еще раз.

Статус-кво

Эта ловушка связана с желанием ничего не менять . Мы хотим, чтобы все оставалось как есть. Как и ракам, никогда не меняющим раковин, нам комфортно только в хорошо знакомой обстановке. Перемены лишают нас уверенности в себе, поэтому мы их не любим. Но тогда и меняться не можем.

Эффект страуса

Нам всем знакомо желание спрятаться от реальност. Если вы когда-­нибудь бросали нераспечатанный конверт из банка, так как не желали видеть сумму своей задолженности, или оттягивали решение проблем в бизнесе, хоть и знали об их существовании, значит, вы склонны попадать в эту ловушку.

Прочие фильтры «коробки»

В дополнение к выявленным психологами и экономистами общеизвестным искажениям реальности существуют и такие, о каких известно немного. Это сформированные в детстве под влиянием окружения, культуры и прочих факторов убеждения или образ мышления. Они включают такие установки, как убежденность в том, что благосостояние обеспечивает тяжкий, а не разумный труд; или вера в то, что «богатые люди — жадные», или что «корень всех зол есть сребролюбие». Любое из этих убеждений пагубно влияет на ваше финансовое процветание.

У всех сложились те или иные убеждения относительно денег — своеобразный денежный менталитет, влияющий на способность разбогатеть. Ваша задача — выявить их, чтобы определить, какие из них препятствуют обретению богатства, а какие, если их немного изменить, пригодятся для этой цели.