В мгновение ока в эволюционном масштабе времени люди спустились с деревьев, изменили ландшафт планеты, как никто другой до этого, и оставили свой след в космосе. На каждом этапе эволюции современного человека мы стремились вырваться из ограничений, наложенных на нас биологией. Важная часть человеческого пути — это развитие новых технологий, событие, выросшее в геометрической прогрессии за последнее столетие.
Трансгуманизм сейчас и в будущем
Трансгуманизм — это интеллектуальная и технологическая парадигма, которая стремится использовать прогресс для дальнейшего улучшения условий жизни человека. Он подпитывает веру в то, что, освободив человеческое тело и разум от биологических ограничений, человечество перейдет в будущее, не ограниченное смертью.
На что похож трансгуманизм? Его сторонники обещают мир, в котором прорывы, продлевающие продолжительность жизни, позволят жить дольше. Трансгуманизм подтолкнет к разработке методов борьбы со старением, которые позволят оставаться здоровыми на протяжении большей части долгой жизни. Протезы будут управляться разумом, и инвалиды смогут контролировать свои конечности.
На самом деле, многое из этого уже происходит. Например, кохлеарные имплантаты восстанавливают слух, а кардиостимуляторы продлевают жизнь пациентов на десятилетия. Недавно хирурги из медицинского центра Мэрилендского университета пересадили пациенту свиное сердце. С помощью генной инженерии ученые подавили иммунные реакции, которые вынуждают организм пациента отторгать орган. (К сожалению, позже он все-таки умер). Трансгуманисты утверждают, что в будущем люди смогут регенерировать органы, включая сердце и мозг, и никогда не стареть.
Но сторонники трансгуманизма часто выходят далеко за рамки прорывов. Многие участники движения предполагают, что «сингулярность» — это неизбежный результат экспоненциального технологического прогресса. Они утверждают, что в таком будущем люди начнут загружать разум в компьютер и жить вечно в цифровой сфере. Некоторые уже сейчас заключают соглашения, чтобы быть замороженными до тех пор, пока не появится возможность для оживления.
С одной стороны, у нас есть технологии, которые увеличивают продолжительность и улучшают качество жизни. С другой, нам обещают техно-оптимистическое будущее, в котором люди будут бессмертны. История изобилует мошенниками, обещавшими эликсир жизни. Трансгуманизм чем-то отличается? Спаситель ли это человечества или ложное пророчество?
Старение — просто болезнь?
В романе-фанфике Элиезера Юдковски «Гарри Поттер и методы рационального мышления» профессор Квиррелл рассказывает Гарри о далеком будущем, когда человечество мигрирует из одной солнечной системы в другую. Он говорит, что люди «не будут рассказывать детям об истории Древней Земли, пока те не повзрослеют настолько, чтобы принять это. И когда они узнают, то будут рыдать, узнав, что такая вещь, как смерть, когда-то существовала!».
Смерть, действительно, самое серьезное ограничение, которые накладывает на нас биология. На данный момент бессмертие скорее вымысел, чем факт, но радикальные улучшения в продолжительности жизни уже происходят.
За последние несколько десятилетий развитие омиксных технологий позволило понять влияние генов на фенотипы. Исследования на различных модельных организмах показали, что несколько генов, вовлеченных в стрессоустойчивость, длина теломер (концов хромосом, которые укорачиваются по мере старения) и клеточное деление, связаны с процессом старения. В последние несколько лет компании, занимающиеся долголетием, начали изучать механизмы их действия для разработки омолаживающих препаратов.
И некоторые из этих исследований действительно многообещающие. Но в их основе лежит предположение, что старение — это просто болезнь, которая подвергается лечению. А так ли это?
Следует помнить об одном важном ограничении: большая часть исследований проводится на мышах. Это нормально, но, в отличие от мышей, люди не живут в условиях высокой защищенности — роскошь, которая, возможно, считается основным фактором увеличения продолжительности жизни. Кроме того, физиология мышей и людей отличается достаточно сильно, чтобы утверждать, будто любые эффекты, наблюдаемые у первых, будут возникать и у вторых. Этот факт до сих пор остается проблемой почти для всех разрабатываемых препаратов против старения, а также для биомедицинских исследований.
Исследователи долголетия часто рассматривают старение как болезнь, которую возможно вылечить. Вероятные способы лечения связаны с восстановлением жизненных сил путем обращения вспять биологических часов. Технологии регенеративной медицины вызывают большой интерес, особенно после работы Шинья Яманаки по индукции превращения специализированных клеток обратно в стволовые при введении нескольких факторов транскрипции — молекул, регулирующих экспрессию генов.
Однако и в этой области много исследований с чрезмерно раздутыми результатами. Теломеры — это ненадежные часы старения, а найти лекарство от старения сложно, если его нельзя точно измерить. В конце концов, антивозрастные препараты тестируются по способности замедлять часы увядания. Аналогичным образом исследования способности стволовых клеток омолаживать организм оцениваются по тому, насколько хорошо они заводят биологические часы. Но если эти часы не могут считаться истинными показателями биологического возраста, то такие исследования не дают надежной информации. Еще хуже, что непроверенные методы лечения стволовыми клетками приводят к серьезным побочным эффектам, включая слепоту и рак. Неудачное лечение одной женщины стволовыми клетками привело к тому, что вокруг ее глаза выросли костные фрагменты.
Конструируя людей
Невероятно эффективный метод CRISPR, получивший Нобелевскую премию, позволяет исследователям вносить точные изменения в геном. Несомненно, он ускорит научные исследования и приведет к прорывам мирового масштаба. В прошлом году эту технологию использовали для излечения пациента от серповидноклеточной анемии, наследственного заболевания крови, которое ранее было неизлечимым.
Однако заболевания, вызываемые отдельными генами, такие как серповидноклеточная анемия, очень редкие. Например, сердечно-сосудистые заболевания считаются основными причинами смерти во всем мире и формируются под воздействием сложного взаимодействия многочисленных генетических и экологических факторов. Скорее всего, генная инженерия не добьется результатов в излечении заболевания со сложной этиологией. По той же причине концепция «спроектированных младенцев» — с подобранными чертами характера, такими как спортивные способности и высокий интеллект, — по большей части оказывается фантазией. Многие волнующие нас характеристики контролируются сотнями, а то и тысячами генов.
Также генную инженерию невозможно использовать для лечения детей от различных заболеваний или состояний до их рождения. Если цель состоит в том, чтобы избежать врожденных дефектов, то этого можно достичь с помощью предимплантационного скрининга и отбора эмбрионов без необходимости генетических манипуляций.
Жизнь в облаке
Регенерация как способ продления жизни — не единственный путь к бессмертию. Многие энтузиасты научной фантастики утверждают, что однажды мы загрузим человеческий разум в огромные суперкомпьютеры. Как и многие другие технологии, о которых говорят трансгуманисты, существуют реальные достижения в области интерфейсов мозг-компьютер. Например, некоторые пациенты, находящиеся в вегетативном состоянии, получили возможность общаться благодаря достижениям в области неврологии. Соответственно трансгуманисты считают загрузку разума зенитом уже наметившейся тенденции. Но в этом аргументе доминирует хайп, а не наука.
Понимание работы мозга — важная и необходимая веха на пути к воспроизведению человеческого мозга путем компьютерного моделирования. Действительно, мы не создаем сознательную сущность с нуля, если не знаем, как возникает сознание. В настоящее время мы не знаем — и даже с трудом даем ему определение. Как признают большинство нейробиологов (но малая часть инженеров по искусственному интеллекту), мы удивительно мало знаем о работе человеческого мозга. Это по-прежнему черный ящик.
Почему? В человеческом мозге 1000 триллионов связей между нейронами. Точное воспроизведение мозга — то есть вас — требует тщательного воспроизведения связей и содержащей информации. (К слову, мы также не понимаем еще одной базовой вещи — как мозг хранит информацию на самом деле). Сам объем информации, необходимый для воспроизведения одного мозга, примерно эквивалентен размеру интернета (во всяком случае, его версии 2016 года). А вычислительную мощность, необходимую для работы одного компьютеризированного «мозга» в режиме реального времени, на данный момент просто невозможно представить.
Даже если бы у нас была необходимая вычислительная мощность, ученые не представляют, как структура и функции мозга преобразуются в субъективный, сознательный опыт. Ощущение от употребления шоколада — это не то, что мы готовы воспроизвести. Идея, что мозг или сознание возможно «загрузить», изначально сомнительна. Во многом это связано с убеждением, что мозг похож на компьютер. Но это некорректное сравнение. Мозг как компьютер — просто полезная метафора, сравнивающая сложность мозга с самым серьезным изобретением человечества. Но с биологической точки зрения она не совсем корректна. Мозг не работает как компьютер.
Редукционизм: фатальный недостаток трансгуманизма?
В конечном счете, все возражения против трансгуманизма коренятся в критике редукционизма. Биологические системы нельзя свести к взаимодействию между клетками и генами. Клеточные системы не сводятся к взаимодействиям между химическими веществами. Химические системы не сводятся к взаимодействию между атомами. Квантовая механика показывает, что даже атомы не сводятся к простым взаимодействиям между протонами и электронами. Но трансгуманисты считают, что так устроена вселенная, и это мнение все больше расходится с целостной и системно-ориентированной наукой XXI века.
Сегодня мы знаем, что многие события возникают в природе. Это означает, что их свойства рождаются вследствие взаимодействия между частями. Например, биологический закон естественного отбора — это не прямой результат законов физики. Он создается в результате взаимодействия бесчисленных организмов. Простое понимание взаимодействия протонов и электронов не дает понимания возникающего феномена биологической эволюции. Точно так же имитация взаимодействия квадриллиона нейронов в компьютере наверняка не позволит воспроизвести появляющийся феномен разума. Как пишет Сьюзан Льюис в книге «Постчеловеческое блаженство? Несбывшееся обещание трансгуманизма», жизнеспособность мечты трансгуманистов зависит от разделения разума и мозга, которое научные открытия все больше вытесняют.
В эссе о возникновении Адам Франк написал:
«Если вы знаете фундаментальные сущности и их законы, то предскажете все, что произойдет или может произойти. Вся будущая история, вся эволюция — это просто перестановка электронов и кварков. С точки зрения редукционистов, вы, ваша собака, любовь к вашей собаке и собачья любовь, которую она испытывает к вам, — все это не что иное, как расположение и перестановка атомов. Конец истории».
Очевидно, что на самом деле никто в это не верит. Тем не менее, все это должно быть правдой, чтобы самые большие обещания трансгуманизма сработали. Проблема в том, что это не так.
Поэтому, вместо того, чтобы сосредотачиваться на отдаленном будущем, где научная фантастика станет реальностью, трансгуманистам следует перенаправить энергию на улучшение условий жизни людей сегодня. Многие технологии, на которых трансгуманисты основывают свои устремления, реально меняют ситуацию здесь и сейчас.
Сообщение Трансгуманизм: спасение человечества или ложное пророчество? появились сначала на Идеономика – Умные о главном.