Они не знают, куда идут: семь «грехов» плохого управленца

Ни один руководитель не хочет быть плохим управленцем. По факту большинство тех, кто занял руководящие позиции, раньше были эффективными сотрудниками, поэтому они и дальше хотят преуспевать, но уже в роли эффективного менеджера. Однако правда состоит в том, что не бывает эффективных менеджеров – бывают команды, достигающие высоких результатов. К сожалению, есть много плохих управленцев – […] …

Ни один руководитель не хочет быть плохим управленцем. По факту большинство тех, кто занял руководящие позиции, раньше были эффективными сотрудниками, поэтому они и дальше хотят преуспевать, но уже в роли эффективного менеджера. Однако правда состоит в том, что не бывает эффективных менеджеров – бывают команды, достигающие высоких результатов.

К сожалению, есть много плохих управленцев – не потому что они плохие люди, а потому что они не понимают смысла своей роли. Наличие плохого руководителя может крайне негативно влиять на сотрудников. Особенно в ситуации, когда другого выхода, кроме как уволиться с работы, у сотрудников нет.

Впрочем, руководителей это тоже огорчает – никто не хочет выполнять свою работу плохо. Возможно, в их карьере не было хорошего примера для подражания. Или они стали управленцами раньше, чем были к этому готовы. Или вынуждены играть эту роль в силу обстоятельств.

Семь признаков плохого руководителя

Какова бы ни была основная причина, проблему необходимо решать. Это намного проще сделать, если известно, что нужно изменить. Итак, давайте рассмотрим семь признаков плохого руководителя, чтобы вы знали, чего нужно избегать.

Они занимаются микроменеджментом

Плохие управленцы контролируют всё и вся – они хотят быть частью каждой мелочи, хотят одобрить каждое решение или выполненную задачу. Например, командуя разработчиками, они чувствуют необходимость видеть и проверять каждое изменение кода, внесенное подчиненными. Им не хватает доверия к людям, и они хотят быть в курсе всех деталей.

Им не хватает эмпатии

Они не способны понять состояние не только своих коллег и подчиненных, но и своих клиентов. Они могут настаивать на ерунде, сами не вполне понимая причин, и не спешат что-либо объяснять.

Они не дают понятных указаний

Происходит ли это потому, что они боятся сказать правду или наступить кому-то на больную мозоль, или они нерешительны по своей природе, но это вызывает множество проблем, когда другие люди рассчитывают на четкие, осмысленные указания.

Они не дают содержательной обратной связи

Даже если эта обратная связь позитивна, она несодержательна. Такие люди склонны давать обобщенные отзывы в духе «Это было плохо!» или «Отличная работа!», не объясняя, почему это было хорошо или как это можно улучшить. Они считают, что дают обратную связь, хотя на самом деле просто делают замечания.

Им не удается создать команду, способную достигать высоких результатов

Эффективная команда – это команда, где целое больше суммы частей. Здесь личности собираются вместе, работают вместе и раскрывают друг в друге лучшее. Плохой же руководитель продвигает индивидуализм, вынуждающий членов команды конкурировать друг с другом вместо того, чтобы действовать сообща.

Они критикуют своих подчиненных и команду

Плохие управленцы делают это перед руководством, чтобы избежать обвинений в свой адрес или сохранить лицо. Такое поведение называется «бросить команду под автобус». Однако они не осознают, что являются отражением своих подчиненных. Выставляя на всеобщее обозрение и критикуя чужие ошибки, они, по сути, обвиняют сами себя в том, что являются некомпетентными и невнимательными менеджерами.

Они создают ненужный шум и текучку

Есть руководители, которые ограждают команду от ненужного шума и хаоса, за что люди ласково называют их «зонтиками от д…рьма». Но есть управленцы, которые наоборот создают шумиху и беспорядок, вызывающие текучку среди членов команды – увольнения или простой из-за неопределенности и неразберихи. Большинство менеджеров делает это неосознанно. Некоторые поступают так, потому что не знают лучшего. Некоторые – потому что думают, что это придает импульс. И немногие – потому что им нужно показать, что они главные.

Основные принципы хорошего руководителя

Хорошая новость заключается в том, что всё вышеперечисленное можно исправить. Вот пять принципов, которым нужно следовать, чтобы из-за незнания не оказаться плохим управленцем. Как новый руководитель вы ощутите себя самозванцем и будете сомневаться, всё ли делаете правильно. Но, помня эти принципы, вы будете на верном пути.

Итак, пять основных принципов хорошего руководителя:

1. Чтобы завоевать доверие, нужны годы, чтобы его разрушить – несколько секунд.

2. То, как вы заставляете других думать о самих себе, многое говорит о вас.

3. Быть понятным – это хорошо.

4. Обратная связь – это подарок.

5. Командная работа приближает к исполнению мечты.

Чтобы завоевать доверие, нужны годы, чтобы его разрушить – несколько секунд

В названии вашей должности может быть слово «начальник», но без доверия людей, которыми вы руководите, начальником вы будете только на бумаге. Потому что не будет тех, кто пошел бы за вами. Значит, первое и главное, что вы должны сделать в качестве нового руководителя, – это завоевать доверие своих сотрудников. Один из простых способов – демонстрировать целостность: сказал – сделал.

То, как вы заставляете других думать о самих себе, многое говорит о вас

Работа – часть жизни любого человека, и это верно даже для наименее трудолюбивого сотрудника в вашей команде. Мы отдаем работе очень много времени. И если руководитель вынуждает вас чувствовать себя никчемным, неоцененным и лишним, вам не захочется делать всё возможное. Управленцу необходимо знать, что движет каждым из его сотрудников, что заставляет его чувствовать себя ценным, признанным и нужным, чтобы получить от него максимум результата. Хороший руководитель идет еще дальше, заставляя своих сотрудников поверить в то, что вместе они могут достичь любой цели.

Быть понятным – это хорошо

Лучше всего об этом сказала Брене Браун, автор книги «Решись вести за собой»: понятный – это хорошо, непонятный – плохо. Быть понятным руководителем значит давать четкие инструкции, внятно формулировать смысл и ожидания, чтобы члены команды могли хорошо выполнить свою работу. Не сформулировав конкретных ожиданий, затем обвинять людей в том, что они сделали что-то не так, значит рисковать не только временем и деньгами, но также уважением и лояльностью.

Обратная связь – это подарок

«Я всегда даю только положительные отзывы. Не люблю заставлять людей чувствовать себя некомфортно. Я хороший руководитель», — говорит руководитель плохой.

Конструктивная обратная связь не обязательно имеет негативный характер. В Университете Тасмании её определяют следующим образом:

«Конструктивная обратная связь может быть положительной (сообщение адресату, что у него все хорошо), отрицательной (сообщение, как можно улучшить ситуацию) или нейтральной (просто объективное наблюдение)».

Конструктивная обратная связь – это подарок, потому что она дается с намерением направить вас к улучшению результата. Те, кто дает конструктивную обратную связь, – настоящие лидеры, потому что заботятся об интересах других и готовы способствовать их движению к успеху, даже если процесс предоставления такой обратной связи может оказаться некомфортным.

Командная работа приближает к исполнению мечты

Одна из наиболее важных вещей, что может сделать руководитель, – это создать команду, где целое больше суммы частей. Каким бы умным или трудолюбивым ни был человек, он не сможет добиться успеха, если не будет командным игроком. Командная работа сейчас важна как никогда, поскольку компании предпочитают удаленную работу с представителями, которым для достижения результатов в бизнесе необходимо объединяться по всему миру. По мере того как технологии становятся всё более развитыми, компаниям необходимо предоставлять всё более сложные и комплексные решения, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов. В наше время руководители, которые развивают командную работу в сочетании с психологической безопасностью, давая возможность подчиненным эффективнее сотрудничать, имеют больше шансов достичь своих целей.

Хорошее управление – это ответственность

Есть много советов для новобранцев и опытных руководителей. Они важны, но для руководителя важнее знать, чего делать не следует и чего стоит избегать. Потому что ваши действия как руководителя имеют большую значимость и влияют на большое количество людей.

Я хочу поделиться моим любимым определением лидерства от Джона Максвелла, известного автора и спикера по данному вопросу.

«Лидер – это тот, кто знает дорогу, идет и указывает путь».

Для руководителя недостаточно просто сказать людям, что им делать. Вы должны сначала определить направление и донести эту информацию до окружающих. Но одни только слова не имеют большой силы. Поэтому вы должны сами прокладывать путь и вовлекать людей в это путешествие. Другие будут охотнее следовать за вами, если в своих действиях вы будете придерживаться основных принципов хорошего руководителя.