Подробная карта морали: почему антигерои так привлекательны

Подробная карта морали: почему антигерои так привлекательны Вспомните последний сериал или фильм, герой которого очень заинтересовал вас. Был ли этот персонаж среднестатистическим порядочным человеком, который весь день занимается обычными делами? Скорее всего, нет. Возможно, он был благородным героем. Но вполне вероятно, что он был коварен. А может быть, и не только. Часто в историях, которые нам наиболее интересны, фигурируют люди с неоднозначной
Сообщение Подробная карта морали: почему антигерои так привлекательны появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Подробная карта морали: почему антигерои так привлекательны

Вспомните последний сериал или фильм, герой которого очень заинтересовал вас. Был ли этот персонаж среднестатистическим порядочным человеком, который весь день занимается обычными делами? Скорее всего, нет. Возможно, он был благородным героем. Но вполне вероятно, что он был коварен. А может быть, и не только. Часто в историях, которые нам наиболее интересны, фигурируют люди с неоднозначной моралью или откровенно плохие. Некоторые из всеобщих любимцев, такие как Дон Дрейпер из «Безумцев», Локи из вселенной Marvel или Арья Старк из «Игры престолов», имеют глубокие отклонения от общепринятой нормы.

Зрители любят таких персонажей. В недавнем исследовании мы спросили людей о главных героях самых просматриваемых сериалов Netflix за пять месяцев. В частности, мы попросили их оценить, насколько эти персонажи хороши или плохи с моральной точки зрения. Затем изучили, как эти оценки связаны с общим количеством часов, проведенных зрителями за просмотром сериалов. Выяснилось, что в среднем люди тратили больше времени на просмотр передач, в которых главные герои были более аморальными. Среди наиболее популярных сериалов на Netflix в этот период были «Ты» с харизматичным преследователем и убийцей, и «Изобретая Анну» об аферистке Анне Сорокиной (она же Анна Делви). Корреляция между временем, проведенным за просмотром, и аморальностью персонажей сохранялась даже при учете таких факторов, как продолжительность и жанр сериала. При этом участники исследования утверждали, что сериалы с более жестокими героями смотрели с большим трудом.

Почему многих из нас больше привлекают герои, совершающие плохие поступки, чем те, кто совершает хорошие? Популярность их историй говорит о том, что эти персонажи помогают удовлетворить некую психологическую потребность миллионов людей, которые следят за их приключениями.

Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим два варианта просмотра сериала об убийце. В одном из распространенных сценариев вы болеете за детектива, который должен поймать и остановить преступника. В фильме Дэвида Финчера «Семь» 1995 года, мы следим за детективом, который стремится восстановить справедливость и разгадать загадку, оставленную убийцей. Нам предлагают выступить в роли стороннего наблюдателя за разворачивающимися событиями, а затем сформировать свое мнение о них. Иными словами, мы получаем возможность попрактиковаться в моральных суждениях: отточить понимание того, что хорошо, а что плохо, и в конечном итоге отождествить себя с хорошим парнем и осудить плохого. Легко понять, почему людям нравятся такие истории.

Другой тип — это история об убийце, когда зритель отождествляется с ним. Хорошим примером может служить сериал «Декстер». Декстер аморален — он убивает людей! Но он также семьянин и имеет предысторию, которая позволяет зрителям надеяться на его дальнейший (убийственный) успех. Это классический антигерой: он плох, но обладает искупительными качествами. В данном случае Декстер придерживается кодекса, который рационализирует его убийства: он убивает только маньяков (ну, в основном!). При просмотре «Декстера» мы проводим с ним много времени и сопереживаем ему. И в фильме «Семь», и в сериале «Декстер» мышление убийцы интригует, оно следует уникальному набору правил; и там, и тут есть некая загадка, которую нужно разгадать.

Наше исследование объясняет, почему людям так нравятся злодеи, такие как Декстер. Мы разработали задание, в котором участникам исследования на экране компьютера показывались различные типы людей. В одних случаях на экране появлялся вымышленный персонаж, в других — реально существующий человек, с которым участники не были знакомы. Персонажам давалась характеристика — они описывались как нравственные или как безнравственные.

Мы предоставили участникам выбор: узнать больше деталей внешности человека или больше информации о его «поступках и переживаниях». Мы обнаружили, что участники исследования предпочитали узнавать о действиях и опыте аморальных людей, вымышленных или реальных, чем о хороших. При этом они сами признавались, что изучение жизненного опыта требует больших усилий и времени, чем простое изучение внешности. Наше исследование позволяет предположить, что люди хотят знать, почему антигерои поступают так, а не иначе. Нам интересно, что делает плохих людей такими.

Люди стремятся понять социальный мир и глубинные причины поступков. Возможно, следование за антигероями помогает зрителям удовлетворить это базовое желание. Следя за такими персонажами, они получают возможность узнать о крайностях поведения, с которыми, возможно, никогда не столкнутся лично.

Создатели вымышленных историй занимаются строительством мира (пример — Асгард во вселенной Marvel или Майами в саге о Декстере). То есть они создают целостную вымышленную или приукрашенную среду, в которой персонажи действуют в физическом пространстве, что позволяет зрителям понять их психологически. Мы знакомимся с историей, характером, обстоятельствами и борьбой, которые формируют убеждения и желания героя. Например, зрители узнают историю психологических травм Декстера, его опыт трагической потери, и получают возможность прикоснуться к его противоречивым чувствам, связанным с желаниями убийства. Построение мира вокруг антигероя позволяет нам понять его поведение в контексте.

В повседневной жизни люди занимаются собственным миростроительством. Чтобы ориентироваться в нем, необходимо составить карту социальной и моральной среды. Кто близок вам? Кто влиятелен? Кто с кем связан? Так же, как географические карты отображают физическое пространство, люди создают внутренние репрезентации пространства социального. Частью этого отображения, как мы полагаем, является представление о том, какие люди и действия в этом пространстве возможны и допустимы. Взаимодействие с вымышленными крайностями морали может помочь человеку разметить территорию собственной карты, заполнить ее богатыми деталями и множеством различных типов людей и отношений. Зрители могут дольше наблюдать за злодеями, отчасти потому, что, как показывают исследования, нам сложнее их понять (по сравнению с хорошими). Плохие парни могут предложить богатую информацию, более разнообразную, чем хорошие. В мире существует относительно мало способов быть хорошим, в то время как способов быть плохим очень много.

Можно также предположить, что более насыщенная подробностями карта социального мира, частично сформированная под влиянием антигероев, помогает людям ориентироваться в реальной жизни. 

Кроме того, люди, чувствуют, что им есть чему поучиться у морально неоднозначных персонажей. Исследования показывают, что одна из причин, по которой многие проявляют любопытство к причинам того или иного поведения, заключается в возможности узнать что-то ценное для будущего. 

В историях о злодеях зрителям часто предлагают отказаться от типичной роли судьи и присоединиться, почувствовать себя рядом со злодеями и преступниками. Взаимодействие с такими персонажами — это, в конечном счете, социальное упражнение, формирующее понимание моральных границ в реальном мире: что это за границы, как люди их преодолевают и почему кто-то может их переступить.

Сообщение Подробная карта морали: почему антигерои так привлекательны появились сначала на Идеономика – Умные о главном.