Существует военный афоризм — генералы всегда воюют на прошлой войне. Это естественная человеческая тенденция — фокусироваться на тех угрозах, к которым вы привыкли, при этом преуменьшая вероятность или важность нового вида атаки.
Конечно, новые угрозы возникают в любое время и в любом месте. Наемный убийца застрелил бывшего премьер-министра Японии Синдзо Абэ из самодельного огнестрельного оружия в стране, где практически не встречается насилие с применением огнестрельного оружия. Десятки случаев Гаванского синдрома остаются необъяснимыми. Как некоторые предполагают, это состояние здоровья, которое вызвано направленной энергией или микроволновым оружием. Если вы не фанат научной фантастики или не помешаны на шпионских романах, то не станете считать подобные виды атак первоочередными при прогнозировании опасностей.
Как психологов и ученых, занимающихся вопросами борьбы с терроризмом, нас интересует враждебное творчество. Инновации — не исключительное право «хороших парней». Те, кто стремится причинить вред, способны генерировать творческие идеи, как и все остальные.
Почему же люди игнорируют эти виды новых угроз, оставляя себя менее защищенными? То, что социологи называют «предубеждением против оригинальности», позволяет понять, почему так легко забыть, что противники разрабатывают новые тактики для достижения недобрых целей.
Почему легко пропустить новую угрозу
Многие люди отмечают стремление к новым вещам и свежим идеям, но исследования показывают, что большинство из них удивительно невосприимчивы к инновационному мышлению.
Люди часто отдают предпочтение неоригинальному. Например, это легко заметить по популярности таких развлечений, как в девятом фильме «Форсаж» или в последней серии кинематографической вселенной Marvel. Гаджеты часто обозначаются номерами вариантов — взять хоть iPhone 13 — напоминая, что это повторение чего-то уже знакомого. И люди склонны ошибаться при оценке самых новых идей.
Такие предубеждения оказали хорошую службу человеку в ходе эволюции, не давая собирать незнакомые ягоды или забираться в зловещую, только что обнаруженную пещеру. Несмотря на нейтральность или даже полезность во многих сценариях, предвзятость оригинальности также имеет более тревожные последствия, если говорить об отсутствии новых угроз. Вот как это бывает.
Начнем с того, что людям изначально трудно оценить новые идеи на основе предыдущего опыта. Например, пуля наносит рану. Но новое оружие возможно и не оставит столь четкого следа. Воздействие новых идей труднее заметить и, следовательно, легче отвергнуть.
Оценка новых идей требует больших когнитивных усилий. В новой или даже теоретической технологии, такой как микроволновое оружие, нужно гораздо лучше разобраться, чем в хорошо известном взрывчатом веществе.
Но новая угроза по определению неизвестна, и никто специально не просматривает горизонт на предмет ее появления. Например, до террористических атак 11 сентября было меньше пунктов контроля безопасности. До убийства Абэ большинство людей из его окружения не оглядывалось в поиске самодельного дробовика, поскольку в Японии мало огнестрельного оружия, а самодельное вообще не считалось реальной угрозой.
Существуют социальные или межличностные причины для игнорирования или отсутствия оригинальных идей. Свежие мысли часто угрожают статус-кво и ставят некоторых людей в невыгодное положение. Возьмем охранную компанию, которая продает пуленепробиваемое стекло. Если новая угроза проникает через стекло, эта компания не сообщит другим, что ее продукт малопригоден для борьбы с ней. Люди предпочитают игнорировать риск, связанный с новой угрозой, чтобы защитить существующий метод работы.
Наконец, не всегда удобно обсуждать новые идеи и свое к ним отношение. Исследователь неохотно напишет о Гаванском синдроме из-за страха потерять доверие, если его взгляд на происходящее окажется неверным. Ошибка ухудшает не только ваше мнение о себе, но и мнение других людей о вас, и это более характерно для новых мыслей именно потому, что о них известно меньше.
Видеть сквозь призму предвзятости к оригинальности
По всем этим причинам люди часто менее защищены от новых угроз, даже несмотря на то, что они потенциально наносят большой вред. Как люди, работающие в правоохранительных органах и в целом в сфере национальной безопасности, могут защитить себя от предвзятого отношения к оригинальности, одновременно спасаясь от угроз? Работа в области организационной психологии и дизайн-мышления предлагает несколько потенциальных путей для преодоления естественной склонности к предсказуемому.
Поддерживайте атмосферу, в которой рождаются творческие решения. Продвигайте лидерство, которое поддерживает и поощряет другой взгляд на вещи. Стремитесь к разнообразию экспертных знаний и способов формулирования проблем. Если пропустили новую угрозу, проведите обсуждения и внесите изменения для устранения недостатков.
Эти идеи адресованы, в частности, организациям и людям, которые занимаются противодействием насильственному экстремизму. Но кое-что из этого можно использовать и тем, кто хочет поработать над когнитивным слепым пятном, созданным предубеждением против оригинальности.
И помните: важно не отождествлять новизну с опасностью. Новые идеи бывают скучными и справедливо отвергнутыми. Но они также становятся первыми шагами на пути к удивительным инновациям, к которым следует стремиться. Во многих отношениях неспособность справиться с предубеждением против оригинальности обойдется очень дорого.
Сообщение Предубеждение к новому: как не пропустить опасность из-за когнитивных искажений появились сначала на Идеономика – Умные о главном.