Если вам кажется, что в наши дни трудно доверять другим – от политических лидеров до корпоративных титанов, – вы не одиноки. Согласно исследованию консалтинговой компании Edelman «Барометр доверия – 2022», 60% людей не доверяют чему-либо до тех пор, пока не увидят доказательства. Журнал The Atlantic даже недавно заявил, что мы находимся в разгаре «рецессии доверия».
Завоевать и сохранить доверие самых важных в нашей жизни людей – это то, что мы больше не можем воспринимать как должное. Как установил Рон Каруччи в своем 15-летнем лонгитюдном исследовании с участием более 3200 лидеров, отраженном в книге «Быть честным: руководство силой истины, справедливости и цели», планка для того, чтобы считаться заслуживающим доверия, как никогда высока. Просто не лгать или быть вполне надежным – этого уже едва ли достаточно для приобретения хорошей репутации. Итак, как в циничном и скептически настроенном обществе мы можем наилучшим образом обеспечить признание от наших коллег-профессионалов того, что по-настоящему заслуживаем доверия?
Мы нашли четыре неожиданных практики, которые, помимо прочих преимуществ, действительно служат укреплению доверия.
Налаживайте связи с конкурентами
Легко завоевать доверие тех, кто думает так же, как мы, и находится с нами в резонансе. Но стоит обратить особое внимание на то, как мы взаимодействуем с «посторонними», например, с сотрудниками разных отделов. В организации значительный объем наиболее важной работы выполняется на границе между подразделениями, именно здесь многие заинтересованные стороны видят нас в действии.
К сожалению, эти границы провоцируют изоляцию, и легко стать соперниками из-за конкурирующих показателей и приоритетов или накопившегося недоверия. Но в этих «швах», где сходятся ключевые функции, создается и наибольшая ценность компании. Например, и продажи, и маркетинг должны организовать для потребителя отличный опыт. Тот, кто создает трансграничные альянсы, завоевывает больше доверия не только со стороны своей собственной команды, но и со стороны команд-соперниц. Мужество служить общему благу вместе с другими свидетельствует о готовности отложить свое эго в сторону. И это вызывает больше доверия в ответ.
Демонстрируйте готовность изменить свое мнение
Активно поощряя инакомыслие, вы даете голоса другим людям с помощью ритуалов, побуждающих их предлагать нестандартные идеи, оставлять откровенные отзывы или показывать собственную уязвимость. Например, вы могли бы открывать собрания, предлагая участникам записывать идеи, отзывы или проблемы на карточках, а затем выбирать случайным образом одну или две из них для обсуждения. Анонимность процесса сделает для людей безопасным их свободное участие. Однажды руководительница, с которой работал Рон Каруччи, поделившись своими мыслями с сотрудниками, как обычно спросила у них, где может пообедать. Отстраненность в качестве ответа вынудила ее значительно улучшить качество предложенных идей.
Свой голос в равной степени важно использовать и для обратной связи, и для выражения несогласия, тем самым помогая другим совершенствовать их идеи и работу. Если вы изо всех сил пытаетесь быть откровенными с важными в вашей жизни людьми и беспокоитесь о том, как они отреагируют, это, скорее всего, означает, что вы не заслужили их доверия. Не позволяйте внутреннему дискомфорту удерживать вас от предложений, которые могли бы способствовать их росту. Люди закономерно доверяют тем, кто достаточно заботится о них, предоставляя им ценную информацию, которую другие не предоставят. (И если вы обнаружите, что ваши взгляды были ограничены, а новые данные изменили вашу точку зрения, продемонстрируйте смирение и признайте ошибочность своих заключений).
Выбирайте долгосрочное мышление, а не краткосрочные выгоды
Одним из результатов определения компанией Edelman «Барометра доверия – 2022» обозначена необходимость сосредоточиться на долгосрочном мышлении для создания долговременных решений, которые восстанавливают доверие. Предполагается, что краткосрочное мышление провоцирует больший раскол, поскольку результаты часто приводят к тому, что есть победители и проигравшие. И когда вы готовы пожертвовать краткосрочной выгодой – например, советуя потенциальному клиенту не покупать у вас продукт или услугу, в которых он не нуждается, – вы создаете доверие на перспективу, потому что он признает: вы учитываете его насущные интересы. В своей книге «Долгая игра: как мыслить долгосрочно в кратковременном мире» Дори Кларк обсуждает концепцию «стратегического терпения». Не всегда приятно ждать, пока что-то разовьется или сработает так, как мы хотим, но, делая сознательный выбор отложить удовлетворение, мы часто способны достичь результатов, которые были бы невозможны, если бы мы стремились только к «быстрым хитам».
Подчеркивайте вклад других людей
Легко согласиться с тем, что чрезмерно занятым саморекламой или слишком увлеченным собой людям будет трудно завоевать доверие других, но не так очевидна мысль, насколько важно сознательно помогать другим блистать. Ищите способы позволить людям продемонстрировать талант. Например, пригласите тех, кто не слишком заметен, представить свои важные проекты более широкой в вашей компании аудитории. Или советуйте организаторам встреч, на которых вы присутствуете, выслушать предложение того, у кого, как вы знаете, есть отличная идея, и он старается, чтобы ее услышали. Вероятно, вы сможете связать кого-то из ваших знакомых, имеющих карьерные устремления, с людьми из структур, способных помочь в осуществлении мечты. Станьте известным как человек, который ценит вклад других и заботится о том, чтобы их видели и отмечали во всей организации.
Для профессиональных отношений нет на базовом уровне ничего важнее признания, что вы заслуживаете доверия. Мы больше не можем рассчитывать на доверие других только потому, что ничем его не нарушили. В условиях большой неопределенности в мире мы должны обеспечить однозначное признание другими нашей надежности. Ваши коллеги, несомненно, поделятся историями о своем опыте общения с вами. Следуя данным стратегиям, вы можете быть уверены, что это будут истории, которыми вы гордитесь.
Сообщение Опережающая надежность: 4 стратегии доверия появились сначала на Идеономика – Умные о главном.