После лечения рака мозга отцу Федерики Паллавичини потребовалась реабилитация. «Я стала искать способы улучшить его когнитивное здоровье, чтобы это не было бременем или напоминанием о его ситуации», — говорит она. Вдохновение пришло из необычного источника — видеоигр.
У Паллавичини личная связь с играми. Как психолог она изучает применение виртуальной реальности и видеоигр для психического здоровья и благополучия. Однажды, поиграв в Call of Duty (CoD), она заметила, что стала лучше себя чувствовать психологически, меньше испытывать стресс. Стрелялка от первого лица погружает игроков в симулированную войну, и поэтому она чаще ассоциируется с насилием и стрессом, чем со способом улучшения психического здоровья. Паллавичини, однако, говорит, что игра стала формой терапии, которая оказалась очень полезной в повседневной жизни, а позже вдохновила ее на исследовательскую деятельность. Поэтому она задумалась, сможет ли игра помочь и ее отцу.
У Паллавичини были веские основания полагать, что это возможно. Взрослые, склонные к играм, более мотивированы, креативны и спонтанны. Даже была замечена связь между любовью к играм и более низким кровяным давлением. Людям, которые не любят играть, плохо удается расслабиться в свободное время, они часто скучают, когда их голова ничем не занята, а игроманы знают о новых возможностях и открыты для более широкого круга занятий.
Итак, почему большинство из нас перестают играть во взрослом возрасте? И как нам снова научиться играть?
Профессор психологии Университета Мартина Лютера в Галле-Виттенберге Рене Пройер говорит, что играющие взрослые — это те, кто способен формировать повседневные ситуации таким образом, чтобы они становились интересными и интеллектуально стимулирующими. Большинство людей играют, будь то Candy Crush во время утренней поездки на работу, видеоигры с друзьями или даже шутливая пикировка с партнером или коллегой, и все же преимущества игры часто остаются незамеченными.
Преимущества любви к играм можно снова ощутить во взрослом возрасте, говорит Пройер, добавляя, что наряду с медитацией и физическими упражнениями ее следует воспринимать как навык, который можно развивать и использовать для осознанности.
Лучше всего начать с простого наблюдения. Пройер предлагает перечислять три спонтанных события в конце каждого дня. Это может быть веселая беседа с незнакомцем за чашкой кофе или шутка, которой вы поделились с коллегой. Это поможет вам почувствовать уверенность в игре и лучше осознавать радость в повседневной жизни.
Но Пройер призывает людей не бояться получать удовольствие от чего-то, что обычно не ассоциируется со взрослыми. Социально приемлемые игры для взрослых, например, настольные игры, часто сопровождаются списком правил и требуют определенной обстановки. По словам Пройера, это меньше способствует творчеству и спонтанности, несмотря на элементы удачи и стратегии. Иногда такие занятия связаны с соперничеством и разочарованием от проигрыша. По сути, чем неожиданнее взаимодействие или деятельность, тем лучше.
Удовольствие от игры зависит как от вашего характера, так и от открытости для новых форм общения и опыта. Пройер советует применять игровые ситуации, которые приняты в семье, в общении с коллегами или менее близкими друзьями и наблюдать за результатами. Учитывая, что данные говорят о широком спектре социальных преимуществ, не помешает присмотреться к этим небольшим моментам, которые имеют гораздо большее значение, чем вы думаете, как для вас самих, так и для людей, с которыми вы общаетесь.
На первый взгляд может показаться, что большинство взрослых играют не так часто, как им хотелось бы — возможно, как предполагает Пройер, потому что игры для взрослых, отвечающие приличиям, не слишком веселы, а те, что оставляют чувство неловкости, зависят от активности. Но, по мнению профессора цифрового творчества Йоркского университета Себастьяна Детердинга, играть без чувства вины взрослым помогают социально приемлемые «оправдания».
Он приводит в пример книгу-раскраску Эммы Фарраронс, цель которой — сделать раскрашивание не стыдным для взрослых, называя ее терапией для успешных людей.
Однако с расцветом социальных сетей в последние десятилетия рамки, определяющие, что такое неловкая игра, сдвинулись. Youtube и Twitch, в частности, популяризируют игровую культуру. Игровой ютубер и стример Twitch Молли Фо-Уилкинс, чья аудитория насчитывает более 300 тысяч подписчиков, говорит, что родители никогда не осуждали ее за игру в The Sims (видеосимулятор) и даже поощряли с самого раннего возраста. По ее словам, The Sims, как и большинство других видеоигр, может вести к изоляции. Но с созданием и развитием своего канала она стала частью глобального сообщества, у нее появились друзья и единомышленники со всего мира.
По словам Паллавичини, видеоигры — одна из немногих форм игровой терапии для взрослых, которая менее подвержена социальной стигматизации. Хотя некоторые взрослые склонны скрывать это увлечение, рынок мобильных и видеоигр среди взрослых в последние годы переживает бум. Мировой игровой рынок оценивался в $174 млрд в 2020 году и, по прогнозам, к 2026 году он достигнет $314 млрд.
Паллавичини объясняет пользу видеоигр для психического здоровья достижением состояния «потока». Она говорит, что поток — это «оптимальный опыт, когда все остальное не имеет значения», и его также испытывают спортсмены. По ее словам, игра, направленная на поиск состояния потока, становится приятным испытанием и отвлекает от проблем с психическим здоровьем, а это означает, что игрок работает над своим самочувствием, не ощущая соответствующего давления.
Фо-Уилкинс говорит, что одни зрители приходят посмотреть ее видео, потому что она им нравится, а другие — чтобы обсудить последнее обновление игры. По ее словам, тот факт, что блогерство бывает полноценной работой, снимает с него клеймо несерьезного занятия для взрослых. Фо-Уилкинс и миллионы других производителей онлайн-контента делают карьеру, основываясь на интересе и удовольствии взрослых от игр и цифровых развлечений, а ее аудитория пожинает плоды общения с игровым сообществом.
Будучи взрослым человеком с его обязанностями, давлением и целями, легко потерять из виду эти небольшие моменты игры в ежедневной жизни. Но из них складываются самые запоминающиеся части повседневности и самые забавные воспоминания о друзьях и семье.
Поэтому, учитывая все преимущества, связанные с играми, можно с уверенностью сказать: стоит приложить усилия, чтобы внести их в свою жизнь. Вы когда-нибудь с тоской вспоминали игрушки своего детства и завидовали тому утраченному чувству удовольствия от игр? Что ж, возможно, это чувство вообще никогда не покидало вас — просто найти его стало немного сложнее.
Сообщение Игра в терапию: как «детские» занятия помогают поправить ментальное здоровье появились сначала на Идеономика – Умные о главном.