Т-64: создан для прорыва СССР к Ла-Маншу, но вместо этого воюет за Авдеевку, Пески и Каховку

Нелёгкая биография знаменитой боевой машины. …

Нелёгкая биография знаменитой боевой машины.

По прошествии полугода настало время вернуться ко всеми любимым словесным перепалкам по танковой теме. В прошлых статьях мы затрагивали тему сравнения БМ Оплот (и в целом развитию танков Т-80УД и Т-84) с российскими Т-90. Истерики и проклятья сыпались и от украинцев, и от россиян, значит мы всё сделали правильно и были нейтральными. Но то были совершенно иные времена…

Украинская армия в итоге к февралю 2022 года располагала примерно 5 или 6 Оплотами, а этого мало даже для предсерийного уровня. По мнению украинских экспертов, долгий цикл производства, а также сложность эксплуатации в ВСУ делала новейшую машину малополезной на передовой, поэтому было выгоднее клепать их на экспорт (49 машин встали в строй армии Таиланда).

Вырученные с экспорта деньги шли на прокачку и модернизацию имеющихся машин Т-64, а если точнее — Т-64Б и Т-64БВ. Именно они составляли и, надо полагать, составляют основу украинских танковых сил.

Сегодня мы разберёмся, что же это за танки такие. Но перед этим сначала придётся расписать Санта-Барбару, которая творилась с танками в позднем СССР и сразу после его развала.

Т-64 времён СССР

Как Т-64 из советского со временем превратился в украинский танк

Об истории Т-64 в советский период у нас выйдет отдельная подробная статья — там много всего интересного и вдохновляющего, но пока поговорим о Т-64 в реалиях более злободневных. И, тем не менее, краткая историческая справка:

Харьковское КБ Морозова было долгое время главным, именно оно занималось модернизациями Т-34 в годы войны (главное детище — Т-34-85), а также Т-54 после войны. В ходе попыток модернизации Т-54/55 конкуренты из Нижнего Тагила создали Т-62, который уже был значительно перспективнее для противостояния натовским машинам за счёт новой 115 мм гладкоствольной пушки.

А вот защищённость против натовских нарезных 105 пушек L7 практически не изменилась, поэтому чуть позже создали уже Т-64 со значительно улучшенными корпусом и башней, которые резко повысили защищённость машины.

Изначально это был средний танк, но те решения, которые улучшили защищённость и огневую мощь (125 мм пушка), заставили говорить о новом классе танка — основном танке, аналоге натовского термина «основной боевой танк». То есть получилась машина, объединяющая в себе защищённость и огневую мощь тяжёлого танка, и скорость/маневренность среднего. Получилось настолько удачно, что все разработки новых тяжёлых танков сразу же вернули за ненадобностью.

Объект 435, один из этапов создания Т-64

Только вот проектирование Объектов 430, 432, 434, 435, где харьковчане обкатывали все решения для Т-64, было проектированием именно среднего танка. Для сравнения — масса предыдущего новейшего среднего танка Т-62 была 37 тонн. Радикально новой была подвеска, которая в рамках базовой модели давала отличные ходовые преимущества — плавность хода, повышение точности стрельбы на ходу, преодоление преград.

Но подвеска и ходовая часть были рассчитаны на массу впритык, а в 1970-е танки начали переоснащать — усиление бронирования, динамическая защита. К тому времени военные начали понемногу сообщать о недостатках Т-64: хрупкой и ненадёжной подвеске, слетающих гусеницах, сложном двигателе с низким ресурсом, не прощающем малоопытных мехводов.

Так как ресурс модернизации был низок, Т-64 уступил место «мобилизационного» танка более надёжному нижнетагильскому Т-72 и занял нишу «качественного усиления», так как на нём раньше появлялось новейшее оборудование. А с появлением Т-80 потерял и это место. В целом, хорошую по сумме качеств машину продолжали держать на вооружении и в меру модернизировали, но в советское время она была она привязана к частям на Украине — поближе к заводу, заводчикам и запчастям.

Харьковский дизельный двигатель 6ТД был мощнее прочих дизельных аналогов и компактнее. Но при этом был сложнее, прожорливее и требовал качественной очистки воздуха

В последние годы сущестования СССР Харьковский завод планировали задействовать в выпуске дизельной версии Т-80У — Т-80УД — потому что харьковский дизель 6ТД давал значительно большую мощность в 1000 лошадей, чем морально устаревающий В-84 в 840 л. с. Стоявшие на Т-72 дизеля были надёжнее, проще и экономичнее харьковского, поэтому в 6ТД советские видели компромисс между дизелем и газотурбинным двигателем.

На этом этапе Союз распадается, а новое украинское танкостроение, пусть и в жалком состоянии, но пытается разрабатывать новые танки, но уже на базе «тележки» от Т-80 — так родились все эти Т-84, Ятаганы и Оплоты.

Украинские модернизации Т-64

Конфликт 2014 года и потянувшаяся за этим вялотекущая война поставила украинскую армию в сложную ситуацию — собственное танкостроение возилось с технически сложным Оплотом, да и то, планировало только торговать им, а не оснащать армию.

БМ Оплот на базе Т-80 многие считают чрезвычайно удачным по конструкции танком, только вот для своей армии Украина не смогла его себе позволить

То, что армии придётся воевать, в бюджет и планирование Украиной не закладывалось, но в распоряжении была куча не нужных ещё на момент существования СССР Т-64 различных модификаций — даже после продажи их за бугор, разбор на запчасти и ржавение под открытым небом очень много экземпляров уцелело. Настолько много наклепали этих танков в эпоху Советского Союза.

Теперь попробуем разобраться в различиях всех этих модификаций.

Т-64БВ — это модернизация Т-64Б, на который устанавливалась динамическая защита Контакт-1 ещё в 1980-е годы. Машина значитель потяжелела до 42.5 тонн, поэтому танк на 700-сильном 5ТДФ получился медленным, а проблемы с и без того хлипкой подвеской усугубились.

Т-64БВ в блоках динамичкской защиты Контакт-1

Т-64БМ — одна буковка разницы, а уже совсем другая машина (в СССР существовал Т-64БМ с новым на то время двигуном 6ТДФ). Машина прошла капитальный ремонт, замену и улучшения различных узлов и агрегатов, но главное — она получила СУО (систему управления огнём) Иртыш от Т-80У (наиболее совершенного танка позднего СССР). Но уже с украинским акцентом — элементы СУО были уже местной разработки, то есть скопированными.

Именно эта машина получила собственное имя «Булат» и под ним известна в профильных СМИ.

Принципиально новым на ней была динамическая защита «Нож», которая умещалась в контейнерах от «Контакт-1» (наиболее распространённая ДЗ в РФ тех времён), но имела значительно лучшие характеристики защиты.

Обычная ДЗ воздействует на угрозу танка взрывом, который снижает скорость бронебойного элемента или воздействие кумулятивной струи. С развитием средств поражения такие системы (тот же Контакт-1) в лучшем случае защищали от РПГ-7 и аналогов. СССР модернизировал работу ДЗ отстрелом блока в сторону угрозы, благодаря чему она срабатывала на удалении от основной брони.

Т-64БМ или Булат можно отличить от прочих специфической ДЗ на башне

Система Нож работает иначе (разработана в СССР, но на вооружение не попала) — начинка блоков ДЗ представляет собой кумулятивные элементы, которые создают более эффективный противовзрыв, направляющий энергию прямо на «ломик» БОПС (оперённый снаряд повышенной бронебойности). В силу наклона брони и блоков защиты с ним срабатывают поочерёдно несколько зарядов, разрушая или меняя траекторию снаряда.

Ну и двигатель 5ТДФМ, который добавлял лошадок и имел надёжную систему очистки воздуха (харьковские дизеля капризны и не терпят пыли).

Принцип работы “Ножа”

После 2014

Начало конфликта заставило украинскую оборонную промышленность решать вопросы. Булат, с оговорками, получился удачной машиной, и в целом по боевым характеристикам соответствовал российским Т-72Б3 (аналогом которого и являлся по сути — доведение старой машины до новых стандартов). Но стоимость переделки Т-64 в Булат обходилась под миллион долларов, массово оснастить войска им было трудно (на 2021 год их было чуть больше сотни).

Оставалось ещё множество машин уровня Б и БВ. Их стали модернизировать, за счёт чего появилась модификация Т-64БВ образца 2017 года. Стандартные возможности БВ дополнились неохлаждаемыми тепловизорами (их не ставили на ранние Булаты из-за дороговизны), которые по возможностям были аналогично русско-белорусским теплакам в Сосна-У, но были менее надёжными.

Машина получила цифровую радиостанцию с защитой от помех «Либiдь» (лебедь) на элементах аналогичной радиостанции Моторола. Но ощутимо повысить боевые возможности получилось уже со спутниковой навигацией СН-4215, которая позволяла строить маршруты и хорошо ориентироваться на месте, определять и оценивать цели, а командирам очень оперативно управлять подразделением.

Т-64БВ 2017 года внешне похож на ещё советский образец, но начинка этой машины значительно меняет его боевые возможности

На начало конфликта в 2022 году Украина имела более 100 машин Булат, 235 машин Т-64БВ об. 2017 и около 400 обычных Т-64БВ.

Украинские Т-64 в СВО

Про эпизоды применения этих танков мы, наверное, сможем рассказать уже по итогам противостояния, чтобы оценить их более подробно. Пока о потерях можно судить по открытым источникам.

В период наиболее динамичных боев и активных ударов авиации в феврале-марте 2022 года ВСУ, морская пехота и терроборона потеряли 74 единицы танков по всем причинам.

На 11 августа независимые эксперты (по оценкам фотодокументов в СМИ и соцсетях) оценивают потери в 233 танка, из которых в бою потеряны 121 танк, 100 захвачено ВС РФ или силами ЛДНР, ещё 13 числятся в статусе требующих капитальный ремонт. С учетом того, что на вооружении Украины находились ещё 133 Т-72 и 122 Т-80, часть которых модернизировались своими силами, следует полагать, что ещё много Т-64 воюют сегодня на фронтах.

Т-72АМТ — украинская модернизация нижнетагильского танка

Запас этих танков накануне 2022 года составлял порядка 600 машин, которые могут проходить модернизацию на предприятиях Львова (в Харькове это делать сейчас сложно). Таким образом, Украина может получать новые элементы для аппаратного обеспечения танков без ограничений, а значит, имеет возможность продолжить из модернизировать.

Накануне готовилась новая серия модернизаций Т-64 Краб (эдакий «почти Оплот»), но это было на Харьковском заводе и сейчас этот тип танков под вопросом. Имеется информация о модернизации Т-64БВ, получающих импортные радиостанции и пулемёты калибра 12.7 натовского образца.

В сравнении с российскими машинами

Если учесть, что наиболее адекватным аналогом Т-64 Булат и Т-64БВ об. 2017 были российские Т-72Б3, то нужно иметь ввиду соотношение сотни украинских танков и свыше полутора тысяч их аналогов в армии РФ. Поэтому, даже по итогам войны, из-за огромной диспропорции их всё равно будет сложно сравнивать.

Т-72Б3

На берегу можно сказать, что российская машина превосходит качеством СУО и прочей аппаратной базой. Кроме этого, российские орудия 2А46 в последних модернизациях почти всухую уделывают по качеству их украинские копии КБАЗ, имеющие предел настрела в 200 выстрелов БОПСами.

Украинские машины отличаются более продвинутой динамической защитой (правда, под вопросом её стойкость к ПТУР и кумулятивным зарядам в целом), более производительными двигателями (Т-72Б3 получили дизеля В-92 на 1000 л. с., но сколько их реально поставили на танки — вопрос).

А наиболее массовая украинская модернизация Т-64БВ располагает спутниковой связью, которой нет даже на Т-90 (проекты установки ГЛОНАСС были, но так ничем и не завершились) — это серьёзное превосходство украинских машин на тактическом уровне.

По итогу выходит, что украинские машины имеют в целом более дешёвый пакет модернизации по соотношению цены и качества. Ну, то есть их потери обходятся для казны дешевле… если не считать потерю ценных экипажей. Сегодня Украина получает любые элементы для модернизации оборудования и в любых количествах, поэтому, очевидно, оставшиеся Т-64 будут брошены в бой и, возможно, утилизированы до последнего «живого» экземпляра.