Эпоха интернета заменила местное сообщество «глобальной деревней». Мы знаем больше о незнакомцах, находящихся за тысячи миль от нас, чем о людях, живущих по соседству. Философия народов банту «убунту» фокусируется на тех, кто рядом. То, кем вы являетесь, тесно связано с окружающими. Вместо того чтобы быть «знаменитым в интернете», мы должны сосредоточиться на том, чтобы быть известным в пределах пяти миль.
Есть известная африканская пословица: «Чтобы вырастить ребенка, нужна деревня». Это идея о том, что когда мы приходим в этот мир, мы рождаемся не одни, а в сообществе. Человек — не остров в океане. Если не считать особых и редких случаев, каждый из нас рождается в семье. У нас есть школа, город, страна и люди.
Мы принимаем эту сеть, серию неизбежных связей, зачастую как нечто само собой разумеющееся. Иногда мы даже выступаем против нее и стремимся покинуть наше сообщество. Но эта пословица говорит нам о том, что мы ответственны за тех, кто нас окружает, так же как и они за нас. Ни один счастливый, основательный и сильный человек не может расти в изоляции.
Это воплощается в слове убунту, произносимом на языке нгуни. Убунту — это фокус на взаимосвязанности, то есть зависимости и общности, лежащей в основе человеческого развития.
Я есть, потому что есть мы
Разбросанные повсюду, многие африканские общины в таких странах, как Кения, Гана и Ботсвана, имеют поразительные общие черты в своих философиях идентичности и межличностных отношений. Большая часть европейской интеллектуальной традиции, от древних греков до Декарта и Гоббса и кульминации у Джона Стюарта Милля и Жан-Поля Сартра, рассматривает человека как отдельную личность. В противоположность этому, идея народов банту «убунту» рассматривает нас как нити в паутине или кирпичики в здании. Однако это не то же самое, что более универсальные целостные идеи (когда весь мир един), встречающиеся в азиатских традициях. Убунту — это община или социальная гармония. Речь идет о вашей местности, а не о «единстве со всем миром».
Прекрасное изложение этой идеи принадлежит архиепископу Десмонду Туту, который писал: «Африканская точка зрения состоит в том, что человек становится человеком благодаря другим людям. Моя человечность связана с вашей, и когда ваша человечность усиливается — нравится мне это или нет — моя тоже усиливается. Точно так же, когда вы подвергаетесь дегуманизации, я тоже подвергаюсь дегуманизации».
Многие европейские традиции начинаются с предположения, что мы существуем как одинокие, отстраненные мыслители, что лучше всего иллюстрирует знаменитая цитата Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эта цитата подразумевает, что мы рождаемся как более или менее отдельные существа, а связи, которые мы устанавливаем, подобны рукопожатиям: слабо соединенные и легко разрываемые. Но, как говорит Нхланхла Мкхизе, человек в африканской философии определяет себя в зависимости от качества своего участия в сообществе похожих личностей.
Мы ветви одного дерева, что питает нас и поддерживает. Сломанная, одинокая ветка засохнет на земле в лесу. Так же и люди, которые забывают свой дом.
Будьте известны в своей округе
Мы живем в глобальной деревне, где разрушены барьеры и нет границ. Интернет позволил нам преодолевать огромные расстояния, предлагая удобство и связь без необходимости встать с дивана. Проблема в том, что если мы долго смотрим вдаль, то упускаем то, что находится рядом. Мы так долго говорим по телефону, что забываем поговорить с теми, кто рядом. Интернет душит «убунту».
Поэт Гэри Снайдер однажды написал, что каждый из нас должен стремиться «прославиться в пределах пяти миль». Не стремитесь к тому, чтобы ваше имя появилось в результатах поиска Google, а стремитесь к тому, чтобы вас знали в домах на вашей улице. Познакомьтесь с соседями, помогите починить забор, ходите на общественные собрания и помашите людям на улице. Я всегда помню, как моя бабушка неустанно и старательно подметала небольшой бордюр перед своим домом. Он ей не принадлежал, она платила налоги, но для нее было важно, чтобы ее часть общественного пространства была опрятной. Ее маленькая часть целого была идеальной.
Будьте «своим»
То, откуда мы родом, всегда будет частью того, кто мы есть. Вы не можете изменить место своего рождения. Но это не то же самое, что место, где твое сердце находит дом. «Убунту» фокусируется на том, где ваше место. Именно здесь мы должны стремиться узнать и как можно больше дорожить всеми, кто нас окружает. Сделать это — значит понять и полюбить себя. Писатель Мартин Шоу в книге «Знакомство с диким близнецом» писал об этом так: «Есть существенная разница между тем, чтобы быть «выходцем» из какого-либо места и принадлежать определенному месту. Вы можете стать «местным» довольно поздно в своей жизни. Это связано не столько с костями ваших предков в земле или родословной, охватывающей поколения; это определяется развивающимися, активными, глубокими отношениями возникающими между вами… [поэтому] прислушивайтесь к сплетням местного фольклора, жизни растений, бесчисленным способам, которыми люди говорят, кричат и шепчут друг другу и окружающему миру».
Это прекрасное и глубокое выражение идеи «убунту»: активные, глубокие отношения между личностью и сообществом, что формирует вас. Мы можем чувствовать себя одинокими в своей голове, с личными желаниями и субъективными мыслями, но при этом немилосердно игнорируем то, откуда эти мысли взялись. В нас мало того, что нам не дано, включая жизнь нашей психики.
«Убунту» — это понятие, которое чуждо многим людям западного мышления. Это концепция, которая гордится единством и сплоченностью. Она принимает позицию части и желает лучшего для целого.
Сообщение Время убунту: что противопоставить «глобальной деревне» появились сначала на Идеономика – Умные о главном.