Несмотря на то, что многие страны стараются сократить выбросы углекислого газа, в некоторых областях условия становятся слишком экстремальными для жизни. Чтобы выжить, местному населению придется переехать, уверена автор Time Гайя Винс. Она рассказывает о том, что нужно сделать человечеству, чтобы без потерь встретить массовую миграцию.
Эта миграция уже началась — люди бегут из пострадавших от засухи районов Латинской Америки, Африки и Азии, где стало невозможно заниматься сельским хозяйством — и темпы этого процесса будут только нарастать. Поэтому человечеству стоит подготовиться и адаптировать питание, энергетические системы и инфраструктуру к изменяющимся условиям.
При этом важно отделить политическую карту от географической и определить, где находятся запасы пресной воды и больше всего солнечной и ветровой энергии. Вокруг этих мест и нужно спланировать размещение людей. Не стоит переживать: на Земле достаточно место. Если взять 20 кв.м на человека, то для 11 млрд человек хватит 220 тысяч кв.км площади. К примеру, площадь одной лишь Канады составляет 9,9 млн кв.км.
Однако плохая новость заключается в том, что на планете не будет мест, которые не затронет изменение климата. Уже к 2050 году условия жизни в некоторых точках станут невыносимыми, а к 2100 это будет совсем другая планета.
Из-за глобального потепления территории с оптимальным для человека температурным режимом (а это средняя температура от 11°C до 15°C) смещаются на север. Исследования показывают, что в зависимости от сценариев роста населения и потепления от 1 до 3 млрд человек окажутся вне привычных климатических условий, а примерно треть населения будет жить при средних температурах, которые сейчас наблюдаются в Сахаре.
Людям придется уезжать от экватора, покидать береговые линии и небольшие острова, а также засушливые и пустынные регионы. Популяции будут перемещаться вглубь суши, в сторону озер, возвышенностей и северных широт. А если посмотреть на земной шар, то становится понятно: основная часть суши находится в северном полушарии. И хотя температура в этих безопасных регионах будет расти — причем даже быстрее, чем на экваторе — её средние показатели все равно будут намного ниже, чем в тропиках.
К счастью, говорит Винс, в северных широтах уже располагаются богатые страны, в которых, как правило, существуют сильные институты и стабильные правительства, необходимые для создания социальной и технологической устойчивости к вызовам этого века. Однако они уже сегодня пытаются ограничить потоки мигрантов, которые куда меньше, чем те, что ожидаются в ближайшие 75 лет. Но, как говорит Винс, изменить политико-социальное мышление более возможно, чем вернуть тропикам обитаемость.
Такие места, как район Великих озер в Канаде и США, столкнутся с огромным притоком мигрантов, поскольку обширные водоемы будут поддерживать умеренный климат в регионе. Но лучшим местом для жизни будет Аляска. Согласно анализу климатических моделей, к 2047 году среднемесячные температуры на Аляске станут такими же, как сегодня во Флориде. Но в то же время таяние вечной мерзлоты создает проблемы для коренных общин, чей образ жизни безвозвратно меняется. Неизвестно, пишет Винс, как отреагируют общины на приток мигрантов с юга, но этот процесс неизбежен.
Крайний север преобразится. Таяние ледникового щита Гренландии — крупнейшего на Земле после Антарктиды — откроет новые районы для людей, где они смогут жить, заниматься земледелием и добывать полезные ископаемые. Один из таких городов, который будет быстро расти в ближайшие десятилетия, — столица Гренландии Нуук. Там уже очевидны последствия изменения климата — жители говорят о тех годах, «когда было холодно». Кроме того, благодаря таянию льда переживают подъем рыболовство и земледелие. Сейчас фермеры Нуука выращивают даже картофель, редис и брокколи. По прогнозам, к 2100 году в Гренландии будут даже леса. Возможно, это одно из лучших мест для жизни.
То же самое относится к Канаде, Сибири и другим части России, Исландии, скандинавским странам и Шотландии, которые продолжат получать выгоды от глобального потепления.
Оказывается, у крупнейших источников выбросов парниковых газов сегодня в среднем на 10% более высокий ВВП на душу населения, чем он мог бы быть без потепления, в то время как у стран с наименьшим уровнем выбросов показатели меньше примерно на 25%.
Быстрое таяние льда сделает Северо-Западный проход — морской путь через Арктику, соединяющий Атлантический и Тихий океаны — открытым для судоходства большую часть года, что сократит время в море примерно на 40%. Это упростит региональную торговлю, туризм, рыболовство и путешествия, а также откроет возможности для разведки полезных ископаемых. Прибыль получат портовые города вроде Черчилля в Манитобе.
Как говорит Винс, правительство Канады делает ставку на развитие за счет мигрантов. По данным Маршалла Берка, заместитель директора Центра продовольственной безопасности и окружающей среды Стэнфордского университета, глобальное потепление повысит средний доход в Канаде на 250% благодаря значительному увеличению вегетационного периода, снижению затрат на инфраструктуру и увеличение морского судоходства.
Россия также выиграет от глобального потепления. По данным Национального разведывательного совета США, Россия «сможет извлечь максимальную пользу из более умеренной погоды». Страна уже сейчас — крупнейший в мире экспортер пшеницы, и ее сельскохозяйственное доминирование будет расти по мере улучшения климата. Согласно моделям, к 2080 году более половины вечной мерзлоты Сибири исчезнет, что сделает замерзший север более привлекательным. Вопрос заключается в том, сможет ли Россия справиться с негативным воздействием таяния вечной мерзлоты, так как инженерные методы решения этой проблемы очень дороги.
По прогнозам, даже в Антарктиде к концу века появится до 17 тыс кв. км. новых земель, свободных ото льда. Это может дать возможность для развития, однако Винс выразила надежду, что этот последний дикий континент Земли останется ценным природным заповедником.
Люди будут стремиться к более безопасным местам, и им будет лучше переехать в места, где уже есть хорошее управление, производительность и ресурсы. К счастью, есть много мест, где они совпадают. Часть этой миграции будет включать быстрое расширение существующих городов и поселков; в других местах, таких как Российская Сибирь и Гренландия, необходимо будет построить совершенно новые города.
По словам Винс, для безопасного расселения сотен миллионов мигрантов, возможно, придется выкупать какие-то земли у нынешних государств. Кроме того, более богатые и безопасные страны должны стать помощниками для более бедных и уязвимых в кризисный период. Возможно, часть государств исчезнут, а часть объединятся в региональные геополитические образования.
Один из вариантов — это открытие границ, которое увеличило бы мировой ВВП на десятки триллионов долларов.
«Наряду с катастрофическими потерями этого века у нас есть так много возможностей, которые появятся, если мы откроем свой разум для разных способов жизни и оторвем людей от их фиксированных мест проживания. Миллионы людей переедут в этом столетии, и прямо сейчас у нас есть шанс сделать эти потрясения успешными посредством спланированного мирного перехода к более безопасному и справедливому миру. Мы должны попробовать», — заключает Винс.
Сообщение Побег из пустыни: где будут жить люди в условиях глобального потепления? появились сначала на Идеономика – Умные о главном.