«Спад второкурсника»: почему энтузиазм так недолговечен

Когда Хана устроилась в одно из лучших PR-агентств Вашингтона, она думала, что это  работа ее мечты. Она с нетерпением ждала новых задач и возможностей, которые обещала эта должность, особенно потому, что клиентами агентства были люди из индустрии красоты и здоровья — как раз та сфера, которая была ей особенно интересна. Но через год-другой Хана с […]
Сообщение «Спад второкурсника»: почему энтузиазм так недолговечен появились сначала на Идеономика – Умные о главном. …

Когда Хана устроилась в одно из лучших PR-агентств Вашингтона, она думала, что это  работа ее мечты. Она с нетерпением ждала новых задач и возможностей, которые обещала эта должность, особенно потому, что клиентами агентства были люди из индустрии красоты и здоровья — как раз та сфера, которая была ей особенно интересна.

Но через год-другой Хана с удивлением поняла, что чувствует себя недовольной. После того как первоначальный восторг прошел, работа превратилась в напряженную рутину. Реальность нанесла чувствительный удар: обязанности были изнурительными, гораздо менее гламурными, чем она себе представляла, и она почти не могла контролировать, какие задачи ей предстоит выполнять. Хана чувствовала, что работа ее выматывает, и не было никаких признаков того, что к ней вернется былой энтузиазм.

Она осознала, что эти эмоции ей уже знакомы. Несколькими годами ранее, будучи студенткой-второкурсницей, она тоже чувствовала, что воодушевление, искра, сопровождавшие ее на первом курсе, погасли. Учеба стала сложнее, приходилось совмещать ее с работой, чтобы оплачивать расходы на жизнь. Все на втором курсе казалось сложнее, чем на первом, когда опыт учебы был чем-то новым.

В то время Хана пережила то, что называют «спадом второкурсника»: феномен, связанный с образованием, когда студенты чувствуют разочарование после волнений и открытий первого курса. Теперь, когда годы учебы остались позади, а блеск первого года работы померк, «спад второкурсника» вернулся в полную силу.

Действительно, «спад второкурсника» не ограничивается сферой образования. В более широком смысле, он может возникать в любой период, когда новые проекты или обязательства теряют свой первоначальный блеск и превращаются в рутинную тяжелую работу. Вспомните музыканта или группу, у которых был блестящий дебют, а затем они поняли, как трудно выпустить второй альбом хитов. Или новую футбольную команду, которая блестяще отыграла первый сезон, но скатилась вниз в следующем году.

Есть много причин, по которым люди попадают в эту ловушку, даже несколько раз на протяжении жизни и карьеры. Но есть несколько способов, как предупредить это состояние или исправить его. И если вы, подобно Хане, чувствуете, что застряли в колее этого синдрома,  есть варианты его отменить.

«Это марафон, а не спринт»

«Обычно люди приходят на новую работу с максимальным уровнем мотивации, но они не могут сохранять такую активность долго, — говорит Жан-Николя Рейт, доцент кафедры организационного поведения в Университете Макгилла в Монреале. — Люди уделяют много времени и внимания, чтобы сразу добиться успеха, но проблема в том, что во многих случаях это не может длиться долго. Они выкладываются в первый год, но работа — это марафон, а не спринт».

Он добавляет, что «макропереходы» — важные жизненные события, такие как поступление в университет или новая работа — могут быть очень сложными в долгосрочной перспективе. Хотя кто-то может почувствовать первоначальную искру, когда его жизнь меняется, «после больших перемен вполне нормально испытать спад. Вы будете уставать… Вы через многое прошли и многое изменили».

Такое падение с небес на землю может случиться с каждым, особенно если дело касается работы. Молодые сотрудники, такие как Хана, особенно восприимчивы. Отчасти это может быть связано с тем, что новички сначала не испытывают разочарования или недовольства, по словам Салли Мейтлис, профессора организационной психологии и лидерства.

Но, по мнению профессора, даже люди с большим профессиональным опытом, включая тех, кто занимает высшие должности в компании, могут пострадать от «спада второкурсника». Исследования Мейтлис показали, что такие сотрудники часто приходят на работу с определенным набором убеждений о себе и своей профессиональной идентичности. И когда люди с состоявшейся карьерой испытывают разочарование в работе, это может поставить под сомнение их идентичность и даже заставить их сомневаться в себе.

Отставание

«Спад второкурсника» — это естественное явление, которого трудно избежать. Но некоторые могут настроить себя так, что для них этот спад будет еще хуже из-за завышенных ожиданий.

Например, кто-то поступает в университет, представляя себе, как классно он будет проводить время с сокурсниками, забывая о том, что есть и менее приятная часть жизни — сложная учеба. В результате реальность больно бьет их на втором курсе, ведь чтобы получить диплом, приходится упорно трудиться. Если не признавать все стороны процесса с первого дня, то разочарование становится особенно сильным. На рабочем месте это происходит похожим образом.

Однако некоторым людям, особенно молодым, не прошедшим через множество этапов карьерного роста и не обладающим опытом, бывает сложно предугадать, как правильно выстроить свои ожидания. Они не всегда знают, чего можно ожидать от работы, именно поэтому может возникнуть несоответствие между тем, что они предполагали, и той тяжелой работой, которую они в итоге выполняют.

«Вы начинаете с надеждами… вы в восторге!» — говорит Мейтлис. Но затем начинающие сотрудники сталкиваются с неприятной стороной работы и понимают, что никто с ними не церемонится. И это может «шокировать».

Именно так случилось с Аликс, которая начала работать на полную ставку в сфере игровых разработок, пока еще училась в университете. Она была в восторге от возможности развиваться в этой индустрии. «Это была мечта, о Боже, компания-разработчик игр», — делится она.

Придя на эту должность, Аликс рассчитывала, в конечном итоге, заняться задачами, непосредственно связанными с ее увлечением, даже если для начала она просто отвечала на запросы в службу поддержки клиентов. И хотя Аликс нашла работу, отвечающую ее интересам, ожидания, по большей части, не совпали с реальностью, особенно, когда ее нагрузили задачами по управлению проектами, которые еще дальше уводили ее от главных интересов, таких как разработка персонажей игры.

Аликс согласна с тем, что ее разочарование усилилось из-за недостатка опыта. Она считает, что между выполнением обязательных задач и тем, чего она хотела, могла быть «золотая середина», но она «даже не знала, как ее найти».

Пересмотреть ожидания

Поскольку «спад второкурсника» может затронуть сотрудников на всех уровнях, важно понимать, как можно избежать разочарования, или, по крайней мере, пережить его не так болезненно.

Одним из способов является работа с ожиданиями: осознание того, что на любой должности есть не слишком приятные стороны, даже если, на первый взгляд, это «блестящая» работа вашей мечты. Если у человека есть понимание того, что в дальнейшем он столкнется с чем-то не слишком увлекательным, это поможет сосредоточиться на том, чего он действительно хочет, и избежать ощущения застоя.

«Если у вас возникает ощущение, что вы попали в воронку, которая тянет на дно, просто поделитесь своими переживаниями с кем-то, в идеале, не только со своими друзьями вечером», — советует Мейтлис. Она предлагает поговорить с руководителем или другим человеком в компании, особенно хорошо, если этот человек брал вас на работу, и рассказать о том, какие трудности вы испытываете. Это особенно актуально, «если вы склонны продолжать улыбаться и говорить, что все в порядке, а сами мечтаете написать заявление об увольнении и искать другую работу», — говорит она. 

«Есть возможность найти промежуточное состояние, о котором мы часто забываем», — добавляет Мейтлис. Она имеет в виду «трансформацию должности» — необходимость изменить работу так, чтобы обязанности лучше подходили для сотрудника, который испытывает временный спад. Беседа с руководителем о переживаниях, связанных с работой, о том, что сотрудник может внести больший или иной вклад в общее дело, может вдохнуть новую энергию в профессиональное развитие. (Хотя Мейтлис признает, что это может быть сложно осуществимым, особенно для сотрудников начального уровня.)

В конечном счете, избежать «спада второкурсника», возможно, не удастся; в конце концов, даже руководители компаний — это всего лишь люди, для которых вполне естественно радоваться новой работе или другим большим переменам в жизни. Но понимание того, как помочь усмирить эти чувства, может иметь большое значение.

И, возможно, стоит рассматривать «спад второкурсника» как период обучения.

Аликс, которой сейчас 32 года, оставалась на той позиции шесть лет. По ее словам, если бы она могла вернуть то время, то нашла бы наставника, который помог бы ей «продумать карьерный план». Хана тоже считает, что советы наставника могут быть очень полезны. Пережив «спад второкурсника», она обращается за помощью, когда чувствует, что работа ей не подходит, или для того, чтобы понять, куда двигаться дальше. Хана также поделилась, что стала относиться ко всему проще и больше не паникует по поводу работы. «В жизни много интересного помимо работы», — говорит она.

Сообщение «Спад второкурсника»: почему энтузиазм так недолговечен появились сначала на Идеономика – Умные о главном.