На современных пассажирских самолётах стоят реактивные двигатели. При этом во время полёта они чаще всего находятся на высоте 9-12 км. Но почему выбрана именно такая высота?
Военные самолёты способны подниматься на высоту до 20-30 км, а пассажирские так сделать не могут. Связано это с тем, что последние вынуждены считаться с экономической эффективностью и обеспечивать как можно более безопасный полёт.
Почему же всё-таки высота, на которую поднимается пассажирский самолёт, составляет 9-12 км? Дело в том, что если летать ниже, то это будет невыгодно в плане расхода топлива. Не получится на такой высоте сэкономить на керосине, так как лобовое сопротивление будет высоким. Вторая причина – это риск столкновения лайнера с птицами, беспилотниками, вертолётами, турбовинтовыми самолётами малой авиации. Также в случае, если один из двигателей перестанет работать, с высоты 10 км самолёт сможет спланировать на расстояние до 150-200 км. Третья причина – возможность попадания в грозовые тучи, большая турбулентность.
Когда самолёты поднимаются на высоту 15 км, то плотность воздуха там ниже и при этом сильно снижается подъёмная сила. Чтобы это исправить, авиалайнеры вынуждены были бы летать с гораздо большей скоростью и преодолевать ещё и звуковой барьер. На последнее они вообще не рассчитаны.
Вообще на высоте 15-18 км могли летать сверхзвуковые Конкорд и Ту-144. Однако содержать их было очень дорого. Кроме того, в 2000 году билет на Конкорд на рейс из Нью-Йорка в Лондон обходился в примерно 10 тысяч долларов (это как сегодня около 17 тысяч долларов).