Благодарность — это эффективный способ повысить свою признательность за то, что в противном случае мы принимаем как должное. Эта практика позволяет быть благодарными за обстоятельства, в которых мы находимся: за работу, за окружающих людей, за полученные подарки.
Однако не все так просто. Хотя обычно практику благодарности считают позитивной, принуждение к этому чувству приводит к ловушкам. А они оказывают пагубное воздействие на самочувствие, особенно если из-за фальшивого позитива вы лишаетесь полного спектра эмоций.
Подводные камни благодарности
Практика благодарности учит ценить значимый для вас опыт. Тут и благодарность за возможность получить работу, признательность за приготовленную для вас еду или облегчение от того, что вы не попали в час пик, добираясь на работу.
Многие психологи сходятся во мнении, что практика благодарности способствует возникновению позитивных чувств, которые улучшают самочувствие. Но недавние исследования показали, что в поиске положительных сторон есть и свои подводные камни.
Если вы чувствуете, что должны быть благодарны по умолчанию, то другие этим воспользуются. Психолог Алекс Мэтью Вуд и его коллеги написали об обратной стороне благодарности. Они выразили обеспокоенность тем, что польза от позитивной личной благодарности перекрывается эксплуататорским поведением других людей.
Например, у вас есть работа, за которую вы получаете заработную плату и обеспечиваете себя материально. Вы чувствуете, что должны быть благодарны своему боссу за предоставленную возможность. Но эти эмоциональные рассуждения не дают даже задуматься о том, что его склонность все контролировать не нравится вам. Концентрируясь на благодарности к начальнику, вы не замечаете причиняемый вам вред.
Доктор Руида Чжу и его коллеги объяснили, что благодарность также приводит к так называемому искажению морали: благодарные люди чаще «готовы нарушать нормы честности и справедливости». В приведенном выше примере благодарный сотрудник готов солгать, если это защитит от вреда его босса или бизнес.
Доктор Инна Ксенофонтова и доктор Джулия Беккер заметили укрепление иерархии, когда группы с низким уровнем власти благодарны членам группы с высоким уровнем власти. Если кто-то из влиятельной группы делает нечто плохое, но затем благодарит участника группы, обладающей меньшей властью, это выражение благодарности успокаивает их.
Наименее влиятельные люди реже протестуют против плохого обращения с ними. В этом случае выражение благодарности приводит к оправданию плохого поведения тех, кто находится у власти.
Три типа ловушек благодарности
Ловушки благодарности бывают разных форм и видов, но есть три основные категории распространенных способов их возникновения.
- Неискренняя благодарность. В этом случае вы демонстрируете благодарность, не испытывая ее на самом деле. Если вы считаете, что должны быть благодарны за необдуманный подарок, то рискуете принизить чувство собственного достоинства. Субъективное признание того, что вы достойны чужого времени и усилий, улучшит самочувствие больше, чем навязывание чувства благодарности.
- Благодарность, основанная на стыде. Этот тип ловушки благодарности возникает, когда мы чувствуем, что должны быть благодарны за что-то. Например, вы говорите себе, что должны испытывать благодарность за работу и стабильный доход. Однако если вы сталкиваетесь с травлей на работе или испытываете хронический стресс, концентрация на положительных моментах не оставляет места для вмешательства в ситуацию и улучшения самочувствия.
- Сравнительная благодарность. Сравнивая себя с другими, мы пытаемся вызвать благодарность. Внушая себе такие утверждения, как «могло быть и хуже» или «по крайней мере, у меня все еще есть крыша над головой», мы забываем об удовлетворении, которое испытываем в жизни, и сосредотачиваемся на чувстве благодарности за то, что не оказались в ситуации хуже нынешней. Сравнительная благодарность — это попытка заставить чувствовать себя лучше, но она не помогает увидеть положительные моменты в жизни.
Как избежать ловушек благодарности
Благодарность приносит много пользы, но вам нужно избегать ее потенциальных ловушек.
Во-первых, принимайте разнообразные эмоции. В жизни естественно испытывать полный спектр эмоций, от счастья до горя и даже отчаяния. Если мы ищем только положительное в каждой ситуации, то заставляем себя проглотить свои истинные чувства. Если не разрешать себе эти эмоции, это негативно скажется на психическом здоровье.
Психологи Джайниш и Приттеш Патель рекомендуют исследовать свои истинные чувства, чтобы регулировать эмоции для большей эмоциональной стабильности. По их словам, «выражение истинных эмоций имеет решающее значение для физического и психического здоровья и общего самочувствия, в то время как склонность к сокрытию создает барьер на пути к хорошему здоровью».
Клинический психолог доктор Эллен Кеннер рекомендует найти корень «незаслуженной вины». Это чувство вины, которое вы испытываете, когда кто-то другой старается вызвать его в вас. Это не чувство вины за реально сделанное, когда вы хотите загладить свою вину.
Задайтесь вопросом об источнике вашей благодарности. Как мы видели ранее, благодарность увеличивает риск эксплуатации или моральных нарушений. Если вы пытаетесь почувствовать благодарность за что-то, задумайтесь, почему. Если вы не испытываете истинной благодарности за этот жест, подарок или опыт, или ваша благодарность основана на обязанности, чувстве вины или стыда, то она неуместна.
Признание неуместной благодарности — мощный первый шаг в управлении ловушками. Однако, если они занимают заметное место в вашей жизни, на помощь придет когнитивная реструктуризация. Исследования показывают: эмоциональное вовлечение в честное выражение своих чувств приносит долгосрочные физические и психические преимущества, а больше всего их получит тот, кто прибегает к помощи консультанта или терапевта при изучении эмоциональных или тревожных событий.
Практика благодарности стала популярным методом глубокого понимания своей жизни. Однако ловушки благодарности негативно влияют на психическое здоровье. Если вы чувствуете благодарность или считаете, что должны быть благодарны за что-то, важно критически оценить, насколько эта благодарность обоснована.
Принимайте широкий спектр человеческих эмоций, а разочарование, гнев и расстройство не следует подавлять в погоне за благодарностью. Если ваша благодарность не искренна или основана на сравнении или стыде, разумно обратиться за советом к эксперту по когнитивной реструктуризации.
Сообщение Не стоит благодарностей: три ловушки фальшивого позитива появились сначала на Идеономика – Умные о главном.