Я никогда не думала, что в четыре года наша дочь будет все так же плохо спать по ночам и мешать нам. И это особенно обидно сейчас, когда ее младший брат спит так хорошо.
Как-то я умоляла ее не будить нас, объясняя это тем, что на следующий день мы чувствуем себя уставшими. Она задумалась на мгновение, а затем ответила: «Но это нормально, просто выпьете завтра кофе».
Это стало еще одним ярким напоминанием о том, как сильно она изменила мой распорядок дня и привычки, включая увеличившееся потребление кофе. Но, как показывает растущий объем научных исследований, возможно, дочь влияет на меня на гораздо более глубоком уровне, чем режим сна. Между тем, мои собственные попытки повлиять на нее могут быть далеко не так эффективны, как мне хотелось бы верить.
Понимание того, насколько наши дети формируют нас — и насколько мы формируем их — разрушает иллюзию того, что мы, родители, полностью контролируем ситуацию. Но это также снимает давящее ощущение, что каждое решение, которое мы принимаем как родители, необратимо влияет на них и даже открывает дверь к другому типу семейной жизни.
Дети начинают воздействовать на нас еще до рождения: мы планируем их появление и в соответствии с этим корректируем свою жизнь. Будучи младенцами, они влияют на режим сна, и, как побочный эффект, на настроение. Мы знаем, например, что родители раздражительных детей больше подвержены стрессу, меньше спят и иногда считают, что плохо справляются с воспитанием. В этом порочном круге стресс и недостаток сна приводят к повышенному риску депрессии и тревоги родителей.
Но есть еще кое-что. Многие исследования показывают, что врожденная личность ребенка влияет на то, как мы его воспитываем.
«Конечно, воспитание ребенка — это абсолютно разные истории в зависимости от него самого, — говорит детский психолог Энн Шаффер из Университета Джорджии. — В клинической практике мы видим родителей, которые обращаются к нам из-за проблем с ребенком и говорят, что со старшим такой подход срабатывал. На что мы отвечаем, что этот ребенок — совершенно другой человек, и у него абсолютно иной набор потребностей».
Таким образом, чрезмерное внимание к воспитанию оказывает «огромное давление на родителей, а также создает «иллюзию того, что делая все правильно, мы сможем превратить своих детей в счастливых, здоровых, успешных взрослых», считает автор книги «Детский код», генетик из Университета Содружества Вирджинии Даниэль Дик.
Реальность куда более сложна. Во-первых, появляется все больше свидетельств того, что дети влияют на родителей, а также наоборот — это явление называется «двунаправленным воспитанием».
Одно крупное исследование, в котором приняли участие более 1000 детей и их родителей, пришло к выводу, что поведение ребенка оказывает гораздо более сильное влияние на поведение родителей, чем наоборот. Опрос проводился, когда детям было по восемь лет, а затем его повторяли в течение последующих пяти лет. Исследование показало, что родительский контроль не меняет поведения ребенка, а вот поведенческие проблемы ребенка приводят к тому, что родители проявляют меньше теплоты в отношениях и больше контролируют.
Исследования также показывают: когда дети демонстрируют вызывающее поведение, родители уходят в себя или переходят на более авторитарный (строгий и холодный) стиль воспитания.
Аналогично родители подростков с поведенческими проблемами ведут себя более холодно и враждебно. С родителями подростков, которые ведут себя хорошо, происходит обратное: со временем их отношение становится более теплым. Это показывает, что не жесткое воспитание предсказывает поведенческие проблемы, говорит Шаффер, а, скорее, «дети, которые закатывают истерики, упираются, проявляют неповиновение, вызывают реакцию родителей, которые проявляют большую жесткость воспитания».
То есть, чем больше ребенок бунтует, тем сильнее мы угрожаем или наказываем, даже если это усугубляет проблему и приводит к еще большему конфликту и неповиновению.
Конечно, родители несут полную ответственность за свои реакции на поведение детей. В конце концов, они взрослые, и если они видят, что ведут себя слишком резко или злятся, то могут получить дополнительную поддержку, например, у семейных терапевтов (мы знаем, что родительское выгорание встречается все чаще). Родители также могут попробовать проверенные методы, чтобы снять напряжение: управлять чувствами стресса и разочарования, искать источники детской злости или просто останавливаться на мгновение, делать передышку и снижать остроту взаимодействия.
Но мысли о взаимосвязи между врожденными личностными чертами ребенка и собственными реакциями открывают новые перспективы и разрывают порочный круг.
«Генетика влияет практически на каждую измеримую черту», — объясняет автор книги «Преднамеренно разделенные» Нэнси Сигал, которая специализируется на исследованиях близнецов в Калифорнийском государственном университете в Фуллертоне. Например, метаанализ 2015 года, в котором рассматривались в общей сложности 14 млн пар близнецов, выросших вместе или порознь, показал, что однояйцевые близнецы, выросшие порознь, больше похожи друг на друга, чем разнояйцевые близнецы, выросшие в одном доме.
Это подтвердило то, что Сигал давно заметила среди близнецов, которых она встречала: «общая среда не делает членов семьи одинаковыми». И родители быстро понимают, что двое детей, выросших в одном доме, ведут себя совершенно по-разному.
Таким образом, исследования близнецов показывают, насколько гены влияют на поведение. «Так что эти родительские советы на самом деле игнорируют тот основной, фундаментальный биологический факт, что не все дети — чистые листы. У каждого из них есть свои собственные генетические предрасположенности, — объясняет Дик. — Это означает, что разные стратегии воспитания на самом деле работают лучше (или хуже) для разных типов детей».
Дик считает, что, несмотря на более глубокое научное понимание роли темперамента в воспитании детей, оно до сих пор не получило широкого распространения. Это связано с тем, что приписывая определенные формы поведения или предпочтения генетике, мы как бы принижаем роль родителей. Однако вместо этого можно переосмыслить эту идею и избавиться от вечного самобичевания, когда дети ведут себя не так, как мы от них ожидали.
Это не означает, что воспитание не имеет значения. Просто стиль воспитания зависит от темперамента детей. Один ребенок общителен от природы и, следовательно, с удовольствием проводит время с другими людьми. Другому нравятся более уединенные занятия, а значит и мы ведем себя спокойнее рядом с ним. Один ребенок любит сюрпризы, а его брат или сестра воспринимают их с тревогой и предпочитают порядок и рутину.
«На родителях лежит важная и непростая обязанность быть внимательными к поведению детей и стремиться поддерживать их», — говорит Сигал.
Однако оставаться включенными и внимательными не всегда легко. Представьте, что вы с трудом одеваете двоих сопротивляющихся детей, и один из них говорит, что ему дали неправильные носки или туфли. Тут взорвутся даже самые спокойные родители, особенно если они хотят попасть на работу вовремя. Неудивительны данные исследований, говорящие, что родители более нетерпеливы, чем неродители.
В таких стрессовых ситуациях помогает осознание того, что у детей есть чувство собственной значимости, то есть они хотят действовать свободно, делать собственный автономный выбор и идти к своим целям. То, что мы считаем плохим поведением, может быть просто проявлением этого чувства. Но родителям непросто его принять по ряду причин.
Психолог Леон Кучински из Университета Гвельфа, изучающий чувство собственной значимости у детей, указывает на двойные стандарты: мы ожидаем уступчивости от детей, но не от взрослых. «Воспитание в основном направлено на то, чтобы справляться с детским непослушанием, подавлять его… С младенчества детское упрямство служит признаком автономии, и на самом деле это черта [всех] людей», — говорит он.
Также на практике оказывается трудно согласовывать разные цели. Даже самым терпеливым родителям тяжело принять, если желания детей противоречат их собственным потребностям, например, выйти из дома вовремя. Признание детского чувства свободы воли не устранит такие стрессовые моменты полностью, но оно помогает родителям лучше понять точку зрения своего ребенка — и меньше переживать за свой авторитет.
По мере взросления ребенка его влияние на нас становится более очевидным. В одном исследовании 2016 года Кучински и его коллеги попросили родителей из 30 семей рассказать о любых недавних событиях, когда дети вмешивались в их жизнь или оказывали на нее какое-то влияние. Они собрали массу откликов, в том числе про комментарии по поводу внешности родителей, их вежливости, здоровья и навыков вождения. Дети влияли даже на привычки семьи по переработке отходов. Один из родителей 10-летнего ребенка отметил: «Мы не были приверженцами экологического подхода, пока он не обратил наше внимание на это».
Матери оказались более подвержены влиянию, чем отцы — видимо потому, что в целом они проводят больше времени с детьми. Исследование Кучински показывает: как действия родителя влияют на ребенка, так и наоборот. «Находясь в близких отношениях, вы на самом деле уязвимы и восприимчивы к влиянию этого ребенка», говорит он. Это происходит не без причины — родители хотят «поддерживать близкие отношения» со своими детьми, уважать их. И для этого важно прислушиваться к ним.
Я, конечно, была намного более терпеливой и спокойной до рождения детей. Это помогает понять: мои дети закатывают истерики не из-за того, что я нетерпелива и нервничаю, это я нервничаю, когда они кричат. Но они также научили меня тому, что сопереживание их вспышкам и признание их чувств, какими бы иррациональными они ни казались, — лучший способ утихомирить такие истерики. В конце концов, мы все учимся друг у друга. Понимание этого и реагирование на их потребности делает жизнь более спокойной — даже если это означает, что вы выпьете лишнюю чашку кофе после очередной бессонной ночи.
Сообщение «Мы учимся друг у друга»: что такое двунаправленное воспитание появились сначала на Идеономика – Умные о главном.