Когда россияне стали военнообязанными, почему нас могут мобилизовать, и о перспективах резервистов в современных конфликтах.
Мобилизация, мобилизация… всё больше трубят об этом слове. Мы не очень понимаем, чего ждать, отчего чувствуется напряжение в обществе. А понимают ли военные, чем чревата мобилизация, и насколько она может им помочь? Поразмышляем.
Что такое мобилизация и откуда пошла
Мобилизация неразрывно связана с понятием «всеобщая воинская повинность», которая распространилась по Европе в последней трети 19 века.
Появилась она в Пруссии после 1807 года, когда Наполеон запретил иметь армию свыше 20 тысяч. После этого немцы пошли на хитрость — собирали солдат на короткие сроки, где те проходили обучение, а потом увольняли. Таким образом удалось сформировать большой запас обученных строю и обращению с оружием людей, когда пришло время гнать Бонапартия обратно домой.
Несмотря на то, что проблемы с армиями имели все страны (численность росла весь 19 век), довольствие, оклад, форма влетали в существенную копеечку — прусский опыт больше никто не рассматривал. Нормальной службой считались сроки в 15-25 лет, рекрутская армия считалась профессиональной, а армию Пруссии с её системой считали ополчением, её военный потенциал не воспринимался в серьёз.
Всё поменяла франко-прусская война 1870-1871 годы. Французские войска пополнялись конскрипцией (запись молодых людей, долженствующих поступить в военную службу), от которой легко откупались. Как итог — высокий возраст солдат, а функцию резерва выполняли едва обученные нацгвардейцы. А вот мобилизованная армия немцев опиралась на тяжёлую артиллерию и высокую концентрацию на главных направлениях. В итоге она наголову разгромила растянутых вдоль границ французов.
Французские солдаты были солдатами со стажем — отлично вымуштрованы, воспринимали себя профессионалами и проявляли чудеса героизма, на который едва были способны ещё вчера вырванные из мирной жизни немцы. Но это не помогло, изменился формат войны — большую роль стала играть тяжёлая артиллерия и целый век в будущем техническая сторона войны обогащалась пулемётами, танками авиацией и т.п.
Новое оружие приводило к потребности большого количества солдат — пушечного мяса, так как станки смерти совершенствовались, а борьба с ними требовала больше и больше жертв. В 20-м веке войны стали тотальными, подчиняя себе весь образ жизни граждан. Содержать нужные для войны силы постоянно было нереально, поэтому обученный мобилизационный запас стал стандартом комплектования.
Чем характерна мобилизация
В новых условиях от солдат стало требоваться всё меньше и меньше выучки, благодаря окончательному отходу от остатков линейной тактики (которая требовала постоянных строевых упражнений). Новое оружие давало возможность быстро его освоить — обучение падало на офицеров, которые оставались профессионалами. В артиллерийском расчёте не нужно много знаний и навыков выбрать правильный снаряд, уложить его в камору и произвести выстрел.
То же и в пехоте — практика на стрельбище, полевые учения с копанием окопов и траншей, метание гранат, и, в общем, всё вы знаете. Остальному научитесь на войне… если выживете. Таким способом сформировалась «Перманентная мобилизация», в основе которой налаженная система призыва и обучения. Система позволяла поддерживать и, при необходимости, наращивать численность войск на фронте, несмотря на потери (которые в годы Второй мировой были огромны у всех и всегда).
Почему стали отказываться
Войны второй половины 20-го века были другими. Яркий пример — США во Вьетнаме.
Группировка во Вьетнаме доросла в разгар войны до 400 тысяч человек. Но при этом армия была скованна, вьетнамцы напирали на партизанскую тактику, противостоять которой могли только умелые, мотивированные ну и откровенно любящие воевать люди, которых в группировке было явно немного.
Остальные предпочитали бухать, курить траву, рок-н-ролл… короче провести год максимально комфортно, выжить и вернуться домой, отдав «долг Родине». К моменту «дембеля» солдат, который уже адаптировался и научился воевать, сваливал домой, очень немногих удавалось мотивировать остаться. На их место приезжал слабо подготовленный для такой войны молодняк и всё начиналось сначала.
Поэтому по окончании всей, в общем-то, позорной эпопеи, США стали переходить на контрактную армию. Но холодная война ещё никуда не уходила в 1970-е, и угроза перехода её в горячую фазу никуда не делась. Для этого американцы стали формировать национальную гвардию, куда тоже шли добровольно и на контракт, но который не обязывал оставаться в армии, а предполагал периодические сборы на поддержание навыков и освоение новой техники.
В 1990-е и начале 2000 от призыва и резервистов запаса отказалось большинство армий членов НАТО, кроме Норвегии, и в обозримом будущем на эту схему могут перейти армии Швеции и Финляндии, где тоже сохраняется призыв. Потому что новые высокотехнологичные вооружения требуют серьёзной компетенции, но дело не только в этом.
Рядовой, сержантский и младший офицерский состав должны обладать высоким уровнем тактической подготовки. Да, современное оружие сегодня имеет то, что в гаджетах называется «юзер френдли интерфейс», то есть управление им логично, понятно и автоматизировано в чём только можно. Но это не отменяет, например, для операторов ПТРК Джавелин навыков скрытого перемещения/маскировки, правильного выбора позиции. В то же время расчёт должен иметь представление о тактике вражеских сил, оценивать обстановку и правильно выбирать цели.
Один из главных принципов армии сегодня — высокий уровень самостоятельности и инициативы вплоть до самых малых тактических групп уровня отделение/расчет. Этого невозможно добиться с людьми, которые пришли на службу из-под палки и вычёркивают дни до дембеля. Тем более, когда в армию притащили взрослого мужика, оторвав его от семьи, любимой, или даже нелюбимой работы… он четко даст понять, где он видел этот ваш Джавелин, или что там ему попадёт в руки…
Российский опыт
Даёт ли срочная служба в армии современному россиянину необходимые навыки для ведения боевых действий в современном общевойсковом бою? Вопрос риторический, и каждый, кто оттоптал «кирзу» способен себе на него ответить сам.
Но опыт большинства отслуживших касается аспектов внутренней службы — наряды, караул, «рабочка». Какой процент людей отстрелял за время службы «пару рожков», имеет хотя бы скудные представления о медпомощи, правилах ведения боя в городе, как действовать в случае засады, только при этом не имеет никакого представления о тактике мотострелковых подразделений? И с этими знаниями отправляется в родном военкомате в запас как подготовленный «стрелок», «пулемётчик», «снайпер», «гранатомётчик», «наводчик» или кто угодно ещё.
Родина ждёт, что в трудную минуту в ряды вооружённых сил придут зрелые люди, которые быстро вспомнят навыки полученные в годы службы и в короткое время смогут стать полноценными боевыми единицами, быть полезными на поле боя. Но в большинстве случаев это будет не так: по существу, запаснику придётся давать знания с нуля и тут два пути — или давать людям полноценный курс по специальностям (два-три месяца интенсивных занятий), или слать как есть, со всеми печальными последствиями.
Внутри Министерства обороны РФ, вероятно, это понимали, поэтому развивали отдельную категорию военнослужащих — мобилизационный людской резерв. Чем эта категория отличается от обычных запасников? В основном тем, за основу взяли опыт американских частей Национальной Гвардии США.
Мобилизационный резерв:
-
это военнослужащие запаса, заключившие контракт с Министерством обороны и воинскими частями, но другого формата.
-
они не обязаны нести постоянную службу в частях, но обязаны проходить сборы и при необходимости привлекаться к учениям
-
в случае объявления мобилизации они обязаны явиться в часть по повестке, предписанию или распоряжению комиссариата для исполнения обязанностей согласно должности.
-
в отличие от системы Национальной Гвардии США, где резервисты проходят службу в частях той самой нацгвардии, которые развертываются в случае мобилизации, российские резервисты являются ресурсом доукомплектования действующих воинских частей.
Все прочие военнослужащие запаса относятся к категории мобилизационного людского ресурса и подлежат призыву с объявлением военного положения.
Таким образом, в случае объявления военного положения, армия не знает, сколько подготовленных солдат способна получить. Проблему формализованного подхода к подготовке военнослужащих срочной службы должно учитывать руководством Вооружённых сил, на случай, если мобилизация потребуется. Чтобы учитывать, насколько это оправданно и эффективно, а главное — целесообразно для социально-экономической ситуации.