Конференция в Zoom. Генеральный директор, сидя за столом, смотрит сквозь экран на сотню сотрудников, столкнувшихся с незавидной судьбой. Он наклоняется вперед и прежде чем объявить о предстоящих увольнениях, говорит: «Делая это в прошлый раз, я плакал. Надеюсь, в этот раз буду сильнее».
Утешат ли такие слова уволенных сотрудников? Вишал Гарг до боли ясно дал понять, что его больше волнует собственная реакция, чем сотрудники.
Что привело к этому? Как руководители могут быть такими бессердечными? Незадолго до этого Гарг разослал жесткое электронное письмо, написанное заглавными буквами. «Вы чертовски медлительные, — написал он. — Вы — кучка тупых дельфинов, а… тупых дельфинов ловят в сети и съедают акулы. Так что прекратите это. Остановитесь. Прекратите это прямо сейчас. Вы меня позорите».
Прав ли он? Окупается ли вера Гарга в силу акулы? Стоит ли это бесконечного PR-торнадо, который он обрушил на компанию, или продолжающихся нападок со стороны руководителей? Или полного отстранения персонала, которому надоела такая жестокость ради краткосрочной прибыли?
Аквариумы с акулами, империи и самопровозглашенные знаменитости встречаются повсюду — в LinkedIn, Facebook и Instagram. Истории, рассказывающие о культуре хастла. Поток селфи, выкладываемых во всех направлениях для привлечения внимания, увеличения количества кликов и подписчиков. Ешь или будешь съеден. Будь первым. Будь лучшим.
Вымирающие акулы
Тех, кто хочет добиться успеха в современном мире, это сбивает с толку. Это правда, что нужно хвастаться арендованным Lamborghini, проводя в прямом эфире экскурсию по огромному дому и рассказывая подписчикам, как легко добиться такого же за три простых шага? Необходимо фиксировать все путешествия в экзотические места, выкладывая идеально обрезанные фотографии красивых блюд, безмятежных пейзажей и своего дерзкого тела в спортивной одежде? Слушайте, карантин Covid-19 вынудил всех усомниться в том, нужны ли нам все эти знаменитости и их жизни напоказ.
Но что, если руководитель стремится к производительности и прибыли любой ценой? Успех сериала Shark Tank, где начинающие предприниматели вымаливают деньги у жадных инвесторов в обмен на львиную долю бизнеса, в очередной раз доказал, что предпринимательство живет и здравствует. Но с другой стороны, он говорит и том, что успех — это значит сидеть в высоком стульчике и смотреть на потенциальных преемников сверху вниз, чтобы выжать из них все до капли. Этот фильм, подобно вирусу, распространил идею, что от славы, богатства и последователей вас отделяет лишь одно напыщенное селфи.
Чем объясняется безумная погоня за статусом «акулы»? Разве «Челюсти» не научили нас, что акулы — не милые друзья, с которыми можно плавать бок о бок. Как только мы окажемся рядом, акулы сожрут нас целиком. Почему люди стремятся стать акулами в карьере или жизни? Акулы эгоистичны. Они амбициозны и готовы проглотить любого.
В мире, где не хватает сострадания, подход акулы — это провал. Действительно ли нам нужно следовать этому шаблону? Миру нужны связи, сотрудничество и кооперация. Именно этим и занимаются дельфины. Они живут в стаях и многое делают вместе. Они вдохновляют, помогают, защищают и оберегают друг друга.
Дельфины не зациклены на одержимости собой и не подвержены эгоистическим стремлениям. Они строят отношения. Как еще мы, глобальное общество, рассчитываем искоренить такие социальные беды, как расизм, глобальная пандемия или несправедливость? Только вместе мы добьемся успеха.
Это путь дельфина, а не акулы.
Идея успеха Shark Tank разбивается вдребезги, когда мы видим, как корыстные политики и лидеры строят вселенную вокруг себя.
Дельфины верят в силу бескорыстия
Они поддерживают воодушевляющие идеи и игнорируют подавляющие. Дельфины не стремятся произвести впечатление на всех, не зацикливаются на статусе или социальных изменениях. Они тратят меньше времени на имидж и больше — на создание вдохновляющей жизни. Они уверены, что искренность всегда выше, чем пускание пыли в глаза. Дельфины вдохновляют других стать лучше, а если людям не нравится их подход, они просто двигаются дальше, зная, что сделали все возможное.
Например, в баскетбольной команде НБА «Голден Стэйт Уорриорз» тренер Стив Керр учил игроков быть частью самоотверженной силы — постоянно давать друг другу пять, даже после неудачных действий, отдавать передачу, давая шанс другому игроку выполнить лучший бросок (даже если это безумный трехочковый), хвалить во время интервью других игроков своей команды, а не себя. Стеф Карри и Клай Томпсон были так похожи на дельфинов, что получили прозвище «братья всплеск» (Splash Brothers).
Дельфины не зацикливаются на победе или правоте
Знакомы ли вы с таким человеком, который считает, что только победа или правота сделают его счастливым? Дельфинам виднее. У них есть цели, которые вдохновляют, но они не позволяют победе завладеть их жизнью. Цель дельфинов — создавать крепкие отношения, поддерживать менее удачливых товарищей и менять мир вместе с другими.
Они не считают, что все зависит только от них
Дельфины вносят свой вклад в экосистему. Они ищут способы наладить отношения с окружающими, уделяя им внимание и выражая понимание. Они не позволяют технологиям мешать им укреплять отношения. Всякий раз, когда дельфинам уделяют внимание, они делятся им с другими — семьей, друзьями и знакомыми.
Дельфины не считают себя выше того, чтобы протянуть руку помощи
Когда другие не обращают внимания на тех, кто нуждается в содействии, дельфины бросаются на помощь. Они готовы отдать себя целиком. В этом есть что-то инновационное. Они не просто делают что-то напоказ, отмечая галочками выполненную работу. Они вкладывают свое сердце, пытаясь помочь окружающим, даже ценой своего комфорта. Отдавая, они не ждут ничего взамен. Они не заключают сделок, а хотят быть катализаторами для преобразований.
Они не думают, что успех компенсирует неудачи дома
Дельфины ставят личную жизнь выше рабочих отношений. Они измеряют успех по тем людям, кто значит для них больше всего. Это дает им стимул двигаться вперед, преодолевая трудности.
Дельфины не пренебрегают здоровьем
Дельфины не ленивы, они уделяют достаточное внимание сну, физическим упражнениям и правильному питанию. Давая своему телу необходимые ресурсы, они открывают перед собой величайший дар: способность быть инструментом неиссякаемого добра.
Они не думают, что изменят мир в одиночку
Дельфины не любят быть в центре внимания. Они знают — для перемен нужна команда, деревня, группа братьев и сестер, работающих вместе как единое целое. Они полагаются на совместную созидательную силу.
Сообщение Обойдемся без крови: почему время акул в бизнесе прошло появились сначала на Идеономика – Умные о главном.