«Вы мошенник».
Каждому творческому человеку знаком внутренний шепот, голос синдрома самозванца, внушающий эту отвратительную мысль.
Синдром самозванца — необоснованный страх, что ваши профессиональные или творческие достижения — это всего лишь случайность или, как минимум, не настолько значимы, как считают окружающие. Другими словами, синдром самозванца говорит, что вы не способны выполнять ту работу, для которой полностью квалифицированы.
В некотором смысле синдром самозванца приносит пользу. Он побуждает больше стараться, усердней учиться и вкладывать больше энергии в развитие мастерства. Но чаще всего это мешает достойно зарабатывать, использовать идеальные возможности и уверенно выступать в рамках определенной области.
Когда эксперт преуменьшает ценность своих способностей, проигрывают все. Ниже приведены способы преодоления внутренних сомнений, позволяющие вам и окружающим получать максимальную отдачу от творчества и опыта.
Как преодолеть синдром самозванца
Я внештатный копирайтер и испытал синдром самозванца на себе. Чаще всего это происходит в процессе собеседования по проекту. Во время общения с потенциальным работодателем я начинаю бояться, что меня «раскусят», как будто у меня нет того, чем я мог бы поделиться с человеком на другом конце провода.
Вместо того, чтобы отстаивать свою значимость, я пытаюсь внутренне подорвать ее. Я прихожу на собеседование, и моя интуиция начинает настаивать на том, что я фальшивка, и мне нечего предложить клиенту. На самом деле, у меня обширный опыт и сотни опубликованных статей. Я несу нишевые знания, полученные за годы изучения отраслевых книг и обучения маркетингу в университете, а также за тысячи часов написания и редактирования текстов.
И все же иногда я чувствую себя мошенником.
Хуже всего, что я не единственный, кто столкнулся с такой проблемой. Когда я начинаю сомневаться в собственных идеях, клиент упускает возможности. В сомнениях я не решаюсь представить определенные решения, даже если неоднократно убеждался в эффективности этих методов, применяя на практике.
Иногда я так сильно переживаю из-за того, что обо мне и моих способностях думает другой человек, что упускаю из виду одну простую вещь: клиент специально пришел ко мне для решения проблемы. Это осознание помогает приструнить скачущие мысли и перейти к следующему пункту.
Признайте, что вы не одиноки
Недавно я осознал, что при первом общении потенциальный клиент тоже часто нервничает на протяжении всего телефонного разговора, особенно если это владелец бизнеса или создатель продукта.
Клиент старается доказать состоятельность продукта, даже если я в ней полностью уверен. В доказательствах нет необходимости, но по нервозности я вижу, что клиент думает иначе.
Я всегда вспоминаю историю писателя-фантаста Нила Геймана: «Несколько лет назад мне посчастливилось быть приглашенным на встречу с великими людьми: художники и ученые, писатели и первооткрыватели. Меня не покидало чувство, что в любой момент они раскусят, поймут, что я не имею права находиться там, среди людей, которые действительно чего-то достигли. На второй или третий вечер, наслаждаясь музыкальной программой, я завел беседу с очень милым и вежливым пожилым джентльменом. Мы говорили о разном. Затем он указал на зал, где собрались люди, и сказал примерно следующее: «Я просто смотрю на всех этих людей и думаю, какого черта я здесь делаю? Они сделали нечто удивительное. А я просто пошел туда, куда меня послали». И я сказал: «Да. Но вы были первым человеком на Луне. Я думаю, это что-то да значит». В этот момент я почувствовал себя немного лучше. Потому что если Нил Армстронг ощущал себя самозванцем, то, возможно, так думали все».
Найдите минутку, чтобы напомнить себе, что вы не одиноки. Синдром самозванца поражает даже самых выдающихся знаменитостей и экспертов.
Поговорите о своей неуверенности с коллегами. Вы будете удивлены, обнаружив, что они так же сомневаются в своих способностях. Не говоря уже о том, что другой человек, знакомый с вашими умениями, может вас поддержать, когда вы сами в себя не верите.
Полагайтесь на знания, а не (только) на мотивацию
Одна из естественных реакций на синдром самозванца — сравнение себя с другими людьми в поисках подтверждения собственной значимости. Но проблема в том, что это обычно не поднимает самооценку, а, наоборот, снижает. Мы замечаем в людях с похожим опытом в первую очередь то, чего нет у нас самих.
Когда я решил стать фрилансером, мой опыт в копирайтинге составлял два года. С первого дня работы я сравнивал свои достижения с успехами других. Естественно у меня начался синдром самозванца, и я стал искать поддержки в мотивационных статьях.
Пронзительные статьи с посылом «Ты это сделаешь!» давали быстрый заряд уверенности, которого хватало, чтобы пережить день, проект или звонок клиента. Но мотивационные статьи действуют только до поры до времени. В конце концов, они теряют силу, как пятитысячная чашка кофе по сравнению со второй.
Статьи для фрилансеров перестали вдохновлять — им не хватает содержания. Мне пришлось смириться с фактом, что у меня есть опыт. Но оставался нерешенным вопрос, действительно ли я ценен для клиентов?
Положительные отзывы, постоянные клиенты и рекомендации навели меня на мысль, что я предлагаю что-то значимое. И все же необходимость в подтверждении не исчезла. Я решил, что моим новым средством от синдрома самозванца будет повышение уровня образования. Как я уже говорил, у этого состояния есть и положительные последствия, и для себя я выбрал изучение новых методов копирайтинга.
Я решил изучать материалы по фрилансу и копирайтингу, предлагающие действенные советы для улучшения бизнеса, а не просто подбадривающие в те моменты, когда я чувствую себя мошенником. Я начал тратить больше времени на чтение технических бизнес-книг и статей, позволяющих предоставлять клиентам более качественные услуги.
Помните, что дело не в вас
Перфекционисты ставят перед собой высокие цели. Часто при синдроме самозванца люди ошибочно полагают, что нас оценивают исходя из того, чего мы еще не достигли, а не на основе имеющихся знаний и опыта.
Но большинству людей, включая многих будущих клиентов или работодателей, совершенно не интересны ваши мысли. Они не знают (и, вероятно, это их мало волнует) о ваших недостигнутых целях или идеализированном будущем «я». Они рассматривают ваши способности в соответствии со своими потребностями или желаниями. Если вы поставите себя на их место, то научитесь использовать свои навыки для решения их проблем вместо того, чтобы без нужды доказывать компетентность.
В контексте работы копирайтера это означает, что мне не нужно думать, чем я лучше или хуже других писателей или маркетологов. Мне просто нужно честно говорить, что я могу сделать для клиента в конкретном проекте.
Я пришел к выводу, что лучший способ заявить о себе при поиске работы — не подчеркивать опыт. Большинство конкурентов именно так и поступают, и с точки зрения клиента все выглядят примерно одинаково. Наиболее эффективный способ привлечения новых проектов — сфокусироваться на целях клиента, а не на своей биографии. Я больше говорю о клиентах, чем о себе.
Это философия «показывай, а не рассказывай». Вместо того, чтобы подчеркивать достижения, я направляю энергию на возможные варианты решения проблемы, с которой ко мне обратились. В этом контексте синдром самозванца становится неактуальным — я больше забочусь о том, чтобы быть полезным, чем о том, чтобы меня заметили.
Сообщение Показывай, а не рассказывай: 3 способа борьбы с синдромом самозванца появились сначала на Идеономика – Умные о главном.