Приложением не измерить: полезны ли «технологии счастья»

Стремление к счастью так же старо, как и сам разум, но желание быть счастливым кажется сейчас как никогда сильным, особенно у молодых специалистов. Например, «курс счастья» в Гарварде – один из самых востребованных среди студентов MBA. Однако молодые предприниматели не единственные, кто ищет счастья. Высокий спрос среди всех слоев населения породил множество приложений и гаджетов, […] …

Стремление к счастью так же старо, как и сам разум, но желание быть счастливым кажется сейчас как никогда сильным, особенно у молодых специалистов. Например, «курс счастья» в Гарварде – один из самых востребованных среди студентов MBA. Однако молодые предприниматели не единственные, кто ищет счастья. Высокий спрос среди всех слоев населения породил множество приложений и гаджетов, которые обещают улучшить наше психическое благополучие.

Хотя основная часть этих новых технологий создана с благими намерениями, растет беспокойство по поводу того, действительно ли подобные приложения по-настоящему полезны.

Идея измерять и повышать уровень счастья появилась не с технологиями. Психолог Эд Динер ввел понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being, SWB) в 1984 году, чтобы оценить, как у человека соотносятся отдельные компоненты счастья. Концепция субъективного благополучия также предполагает использование шкалы для определения того, как проявляется индивидуальная мера счастья. Чтобы ранжировать и оценивать счастье с помощью технологий, человек обычно отвечает на вопросы через приложение или веб-страницу, а затем данные используются для количественной оценки.

Хотя новый спектр «технологий счастья», вероятно, принесет кому-то пользу, эта категория не лишена проблем. Вот несколько моментов, которые следует учитывать, если вы думаете об использовании технологий для повышения уровня своего счастья.

Не потеряйте радость в погоне за счастьем

Технологии могут быть отличным способом помочь в самосовершенствовании и выработать здоровые привычки. Однако растущий объем научных данных свидетельствует о том, что слишком большая озабоченность счастьем может быть контрпродуктивной. Такие исследователи, как социальный психолог Айрис Мосс из Калифорнийского университета в Беркли, изучали поведение людей, упорно стремящихся к счастью. Их вывод: такие люди часто впадают в депрессию.

Ежедневные push-уведомления так же, как и показатели для сравнения ваших усилий с усилиями других заставляют пользователей зацикливаться на том, почему они недостаточно хороши, вместо того чтобы находить радость в моменте. Нейробиолог Сэм Харрис назвал эту ловушку «духовным материализмом» и убрал счетчик из своего популярного приложения «Пробуждение: управляемая медитация».

Проблема. Знание, которое мы получаем с помощью данных, может быть контрпродуктивным, если оно не имеет отношения к поведению, которое мы пытаемся улучшить. Это происходит, если информация дается слишком часто или не служит продвижению к цели. Доктор Джордан Эткин из Университета Дьюка изучал недальновидность использования чрезмерной количественной оценки. Как объясняет Эткин: «Люди думают, что данные будут для них ценными, и если к ним будет более легкий доступ, это само по себе улучшит ситуацию. Это не всегда так, поэтому потенциально это средство для по-настоящему несчастливых моментов».

Решение. Убедитесь, что приложение отвечает вашим потребностям, а не наоборот. Отключите уведомления и используйте только те данные, которые действительно ведут к улучшениям. Поскольку счастье – это многогранная конструкция, удостоверьтесь, что технология, в которой вы заинтересованы, соответствует той конкретной области, в которой хотите улучшений.

Будьте осторожны с плохой наукой

Большинство технологий, обещающих сделать нас счастливее, разработаны как потребительские товары. Эти продукты в основном созданы для того, чтобы честно выполнить обещанное, но их разработчики также понимают, что они конкурируют за наше внимание с другими приложениями. Многие из этих приложений сделаны с использованием игровых механизмов. Вы можете получить уведомление, в котором сказано: «Привет, на этой неделе ты отлично поработал. И достиг своей цели выражать благодарность дважды в день. На следующей неделе сделай это трижды». Это запрограммированное давление обычно расходится с научным знанием, использованным при создании приложения, и может быть вредным. Оно провоцирует искусственное раздвоение между желанием угодить приложению и выполнением других действий, которые, вероятно, сделают вас счастливее. В приведенном выше примере предписание выражать благодарность чаще привычного может иметь неприятные последствия и сделать пользователя менее счастливым, чем он был изначально.

Проблема. Чтобы технология счастья была эффективной, наука, стоящая за ней, должна иметь доказательства. Многие приложения для психического здоровья имеют хорошую базу, но затем перепроектируются, или команда разработчиков исходно не берет во внимание настоящую науку – или то и другое сразу.

Решение. Если приложение заявляет об использовании научных данных, обратитесь к Google Scholar, чтобы ознакомиться с исходным исследованием. Если продукт не соответствует качественной науке, поищите что-то другое.

Найдите подходящий инструмент для работы

Хотя при рассмотрении технологии счастья нужно держать в уме многое, это не значит, что она не может быть полезной. Вот несколько вопросов, которые вы можете себе задать, чтобы убедиться, что всё, что выберете, подойдет вам:

• Соответствует ли продукт или услуга тому, чего вы пытаетесь достичь?

• Можно ли адаптировать пользовательский интерфейс так, чтобы вы могли скрыть ненужные вам данные и отключить лишние уведомления?

• Создан ли он на основе качественных научных данных?

Проблема. Существует растущий рынок технологий, призванных помочь повысить уровень счастья, что усложняет выбор инструмента, который подойдет именно вам.

Решение. Обязательно попробуйте продукт перед покупкой. Пути к счастью так же уникальны, как и мы сами, и ни одно приложение или устройство не подойдет всем. Помните о правилах возврата и пробных периодах, чтобы вы могли принять обоснованное решение о покупке.

Счастье – это не холм, на который нужно взобраться, и не игра, в которой нужно победить. Если вы хотите использовать технологии для улучшения своего самочувствия, помните: технологии не должны быть помехой вашему удовольствию от путешествия.