Когда начальник в последний момент просит вас задержаться с клиентами, возникает ли у вас желание пересмотреть свои планы в пользу работы, даже если из-за этого придется пропустить фортепианный концерт ребенка?
Если да, то вы относитесь к числу многих профессионалов, которые в погоне за более высокой зарплатой предпочитают рабочие отношения личным. И это, согласно исследованию Эшли Уилланс, доцента кафедры переговоров, организаций и рынков Гарвардской школы бизнеса, может заложить основу для переработок и отсутствия удовлетворенности жизнью.
Исследование показывает, что работники часто принимают решение о том, с кем они хотят проводить время – с коллегами или с семьей, в зависимости от того, как структурирована их заработная плата: получают ли они бонусы за хорошо выполненную работу, или их зарплата фиксирована и не зависит от производительности. По факту сотрудники, получавшие поощрение за производительность, ежедневно тратили на друзей и семью на 2% меньше времени, а на клиентов и коллег – на 3% больше. За год, согласно исследованию Уилланс, это составило 8 дополнительных дней, которые сотрудники, имевшие бонусы, потратили на рабочее общение в отличие от тех, кто таких бонусов не имел.
И хотя эти результаты свидетельствуют о том, что подобное стимулирование имеет для работников личные и профессиональные последствия, многие руководители всё же внедряют оплату по результатам труда. Около 75% организаций в США используют инструменты, мотивирующие работников: бонусы и льготы, связанные с достижением определенных целей. Но руководители не всегда осознают, что такое стимулирование может способствовать неудовлетворенности и эмоциональному выгоранию сотрудников, возникновению у них проблем в личных отношениях.
«Чем больше роль, которую коллеги играют в нашем стремлении зарабатывать деньги, тем выше вероятность того, что мы будем ставить рабочие отношения выше личных, – говорит Уилланс. – В более широком смысле мое исследование показывает, что люди, которые постоянно ставят работу выше своей личной жизни, менее счастливы, менее здоровы и больше ссорятся со своими возлюбленными».
Результаты исследования были опубликованы в статье «Полезно ли это? Как стимулирование производительности влияет на предпочтение работы личным отношениям», вышедшей в мае нынешнего года в журнале Organizational Behavior and Human Decision Processes. Соавторами Уилланс выступили Джулия Хур, доцент Нью-Йоркского университета, и Элис Ли-Юн, докторант Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.
Опасная схема: работа, работа и снова работа
После трех проведенных экспериментов, опроса и анализа большого объема данных команда исследователей пришла к выводу: сотрудники, стимулированные «пряником», готовы тратить больше времени на общение с коллегами и меньше – на семью и друзей. В частности, эти сотрудники:
• на 66% чаще выбирают для совместного досуга коллег. В одном исследовании 545 участникам, половина из которых получала поощрительные выплаты, половина – фиксированную зарплату, ученые предложили сделать выбор: хорошо провести время с коллегами или поехать на день рождения к другу. Сотрудники, имевшие бонусы, на две трети чаще, чем те, кто бонусов не имел, предпочитали проводить время с коллегами, а не с семьей и друзьями.
• на 23% более склонны использовать сверхурочное время на рабочие проекты. С целью узнать, считают ли работники своих коллег важными в достижении успеха, было проведено три исследования. В одном из них сотрудники, чья производительность стимулировалась, в отличие от тех, кто имел фиксированную зарплату, на 16% чаще рассматривали своих коллег как ключ к достижению целей и на 35% чаще предпочитали общение с ними общению с семьей и друзьями. Еще в одном исследовании сотрудники, получавшие бонусы, на 23% чаще тех, кто их не получал, тратили нерабочее время на совместные с коллегами проекты.
• готовы пожертвовать внутренним благополучием ради того, чтобы больше времени проводить с коллегами. Команда ученых проанализировала полученные во время переписи населения США данные за 2010–2015 годы об использовании времени, чтобы изучить повседневную занятость и социальную активность 75 210 участников. Респонденты отвечали на вопросы об оплате труда и эмоциональном здоровье. Независимо от отрасли и дохода сотрудники, получавшие поощрительные выплаты, по сравнению с теми, кто имел только оклад, были значительно более склонны проводить нерабочее время с коллегами – даже несмотря на то, что это уменьшало их чувство внутреннего благополучия.
Полученные результаты показывают, насколько стимулирующие выплаты побуждают людей, стремящихся к увеличению дохода, отдавать предпочтение работе в ущерб социальным связям.
«Выводы наших исследований таковы, получая стимулирующие выплаты, вы начинаете рассматривать нерабочие часы как время, потраченное впустую, – говорит Уилланс. – Негативные последствия постоянного предпочтения работы личным отношениям, по-видимому, со временем накапливаются и начинают отрицательно влиять на психическое здоровье».
Помогите сотрудникам найти правильный баланс
Уилланс признает, что поощрение результативности, являясь неотъемлемой частью многих видов занятости, может эффективно мотивировать сотрудников. Но, по ее мнению, наряду с данными о том, что во время пандемии сотрудники стали работать дольше и интенсивнее, чем обычно, руководители должны помнить и о психологическом ущербе, который может быть нанесен сверхурочной работой. Поскольку общение с семьей и друзьями увеличивает счастье, работодатели, по словам Уилланс, должны заранее думать, каким образом они могут помочь сотрудникам найти более здоровый баланс между работой и личной жизнью.
Компании, которые этого не делают, могут пострадать от последствий, отмечает Уилланс, указывая на исследование Джеффри Пфеффера из Стэнфордского университета. Оно демонстрирует, что ежегодно организации теряют с точки зрения производительности около месяца из-за проблем со здоровьем сотрудников, включая проблемы психического характера.
Вдобавок к этому, предыдущее исследование Уилланс свидетельствует: мотивировать сотрудников можно не только деньгами – не менее эффективно поощрять их увеличением свободного времени. Совмещение финансовых стимулов и стимулов, связанных со временем, таких как дополнительный отпуск или свободный график – это то, что могут использовать работодатели. Так же, как и бонусы, связанные со здоровьем, например, членство в фитнес-клубе.
Как автор книги «Умное время: как вернуть себе время и жить более счастливой жизнью» Уилланс полагает, что такие награды сигнализируют о том, что «вы не только заботитесь о времени, которое сотрудники тратят на производственные задачи, но также и о качестве их жизни вне работы».