Эмпатия для СЕО: в экономике растет спрос на социальные навыки

Финансовые знания и опыт операционной деятельности дают руководителям не слишком большие преимущества. Сегодня компаниям, больше чем когда-либо, нужны лидеры с сильными социальными навыками и эмоциональным интеллектом, говорится в исследовании профессоров Гарвардской школы бизнеса Раффаэллы Садун и Джозефа Фуллера. По их данным, чтобы получить хорошую должность высокого уровня, начинающим СЕО стоит отложить слайд-презентации и вместо этого […] …

Финансовые знания и опыт операционной деятельности дают руководителям не слишком большие преимущества. Сегодня компаниям, больше чем когда-либо, нужны лидеры с сильными социальными навыками и эмоциональным интеллектом, говорится в исследовании профессоров Гарвардской школы бизнеса Раффаэллы Садун и Джозефа Фуллера.

По их данным, чтобы получить хорошую должность высокого уровня, начинающим СЕО стоит отложить слайд-презентации и вместо этого научиться лучше слушать.

Компании все чаще ищут социально активных лидеров — не харизматичных болтунов, а руководителей, которые умеют слушать, участливы и способны объединить сотрудников вокруг общей цели, говорится в исследовании, в рамках которого были проанализированы тысячи характеристик вакансий руководителей за 17 лет.

«Спрос на социальные навыки растет во всех категориях экономики, — говорит профессор делового администрирования Садун. — Но дело не в болтовне».

Вместо этого рекрутерам нужны кандидаты с мягкими навыками, которые умеют:

  • активно слушать других;
  • искренне сопереживать чужому опыту;
  • убеждать людей работать ради достижения общей цели;
  • и быть понятными — или, по определению Садун, «трогать струны души».

Согласно исследованию, руководители высшего звена, демонстрирующие такое мастерство межличностного общения, пользуются большим спросом, особенно в крупных, многонациональных и информационно-насыщенных организациях. Эти компании считают социальные навыки высшего руководства более важными, чем более традиционные практические и административные способности, такие как мониторинг распределения финансовых ресурсов.

Это связано с тем, что топ-руководители сегодня живут в более сложном, ориентированном на технологии рабочем мире, в котором приходится координировать различные команды по всему земному шару для достижения целей и решения проблем.

«Спрос на социальные навыки руководителей отражает конкретные потребности фирмы, в частности необходимость координировать больше видов деятельности, в том числе более сложных», — пишут исследователи.

Социальные навыки необходимы менеджерам на всех уровнях

Садун и Фуллер вместе с соавторами Стивеном Хансеном из бизнес-школы Имперского колледжа в Лондоне и Теджасом Рамдасом из Корнельского университета проанализировали 4622 вакансии руководителей высшего звена, опубликованные 3794 фирмами в период с 2000 по 2017 год. Примерно 43% вакансий относились к позиции генерального директора, 36% — финансового директора, а в остальных случаях компании вели поиск специалистов на другие должности в высшем руководстве.

Исследователи в основном изучили запросы компаний со штатом от 1500 до 55000 сотрудников в различных отраслях, включая производство, финансы, страхование, недвижимость, розничную торговлю и информационные технологии. На американские компании приходилось 57% вакансий, а на европейские — 29%.

Исследователи использовали алгоритмы машинного обучения, чтобы сопоставить текст описания вакансий с шестью отдельными группами навыков: административные, управление финансовыми и материальными ресурсами, управление человеческими ресурсами, информационные навыки, мониторинг производительности и социальные навыки. Команда определила социальные навыки как «взаимодействие, слушание, убеждение и сочувствие другим людям» и «понимание чужих реакций и их причин». Спрос на эти навыки рос на протяжении десятилетий во всех сферах управления, но, как выяснили авторы, наиболее высоко они ценятся в кандидатах на пост генерального директора.

Корпорации по-прежнему требуют от кандидатов на высшие руководящие должности «конкретных» навыков, таких как финансовые или технические знания, а также административный и операционный опыт. Но спрос на эти навыки оставался неизменным или снижался в последние годы. А спрос на социальные навыки, напротив, значительно вырос.

Сложная работа требует новых навыков

Авторы обнаружили, что спрос на социальные навыки зависит от размера фирм, географической диверсификации рабочей силы и участия компании в слияниях и поглощениях.

Более крупные фирмы чаще включают социальные навыки в описания вакансий. В случае транснациональных корпораций вероятность включения социальных навыков в описание должности увеличивается на 4,7 процентных пункта. Фирмы, участвовавшие в слияниях и поглощениях, требуют социальных навыков на 3 процентных пункта чаще.

Модели исследования также показали, что компании, которым требуется большое количество сотрудников с ИТ-навыками, требуют социальных навыков на 5,2–6,3% чаще.

«Это связано с возрастающей сложностью управления более крупными и более наукоемкими организациями», — говорит Садун.

По словам исследователей, прошлые поколения генеральных директоров пользовались меньшим штатом советников или могли принимать решения в одностороннем порядке, но сегодняшние лидеры для достижения корпоративных целей и решения все более сложных проблем должны собирать больше информации и получать поддержку от более широкого и разнообразного круга экспертов. Широкие изменения в характере работы требуют иных управленческих способностей, особенно на высшем уровне организаций.

Можно ли научить социальным навыкам?

В предыдущих исследованиях изучалась важность навыков межличностного общения на более широком рынке труда. Но авторы говорят, что их работа — одна из первых, которая подчеркивает важность этих способностей для топ-менеджеров. Растущее внимание к социальным навыкам, проявляющееся в описаниях вакансий, говорит о том, что, казалось бы, базовые социальные способности играют ключевую роль в успешности сложных и информационно-насыщенных организаций.

Однако неясно, способно ли предложение социальных навыков на рынке управленческого труда удовлетворить этот растущий спрос. Достаточно ли сегодня лидеров высшего звена, обладающих этими навыками? И если нет, то могут ли начинающие руководители пройти обучение, чтобы улучшить свои социальные навыки?

Более ранние работы в этой области, в том числе эксперимент, проведенный другими преподавателями HBS с участием предпринимателей, предполагает, что это вполне возможно, но данных по топ-менеджерам и странам с высоким уровнем дохода пока не так много. По словам Садун, необходимо дополнительно изучить, можно ли научиться ключевым социальным навыкам, уникальны ли они по своей природе для некоторых людей или же это комбинация обоих факторов.