Однажды я познакомился с успешным ученым и писателем. И он признался, что не понимает большинства своих коллег.
Получение статуса в университете — это большой труд. Чтобы завоевать признание, нужно выпустить множество «правильных» интеллектуальных работ. Но зато потом можно заниматься любой темой, которую вы считаете нужной и важной.
И он уверен, что многие его коллеги упускают эту возможность. Они продолжают писать такие же скучные, заваленные цитатами статьи, что и на заре карьеры. У них есть академическая свобода и стабильность, чтобы пойти на интеллектуальный риск, но вместо этого они все так же осторожничают.
Сам он, напротив, стремится использовать свою свободу для работы, которую считает жизненно важной. И ему все равно, соответствует ли она интеллектуальной моде в его области.
Прав ли он относительно других ученых? Кто знает. Я слишком далек от этой сферы, чтобы судить. Возможно, те люди, которых критиковал мой знакомый, считали важной ту работу, которую они делали, даже если ему так не казалось.
Больше всего меня поразило в том разговоре, как он перевернул с ног на голову распространенное убеждение об успехе. Для многих успех — это быть богатым и уважаемым. Вот для чего вы упорно работаете. Для этого же человека главное — выполнять работу, которую он считает важной. Работа — вот его конечная цель.
Клайв Стейплз Льюис и «Избранный круг»
Я вспомнил об этом разговоре после того, как наткнулся на текст знаменитой лекции К. С. Льюиса «Избранный круг».
В ней писатель предостерегает свою аудиторию от стремления попасть в этот избранный круг — то есть в группу людей, которые кажутся крутыми, успешными или знаменитыми. Это фундаментальный импульс человека — желание примкнуть к такой группе и почувствовать, что «добился успеха».
Однако, по словам Льюиса, внутри каждого избранного круга есть еще один круг. Предположим, вы получили степень магистра, так как считаете, что люди не воспринимают вас всерьез из-за отсутствия диплома. Но люди с докторской степенью по-прежнему смотрят на вас свысока. Тогда вы получите докторскую степень. И затем обнаруживаете, что важна не докторская степень, а то, где вы учились, есть ли у вас постоянная должность в университете — и так далее.
Проблема не в существовании круга избранных. Как правильно отмечает Льюис, они необходимы для функционирования общества. Опасно желание погрузиться в них поглубже. Но там, внутри, нет последнего круга, где можно найти убежище. Это как слои лука — вы снимаете их один за другим, пока не останется ничего.
Профессия как противоядие от жажды статуса
Как же быть? Как не поддаться желанию стать «своим» в определенном круге?
Льюис утверждает, что ответ — профессия. Если вы переживаете о своей работе — о самой ее сути — то можете справиться с мелким стремлением к статусу.
Иногда я видел, как мантра совершенства приводила к печальному итогу. Другие люди не уважают вашу работу, возможно, не без оснований, а вы, вместо того, чтобы принять к сведению эту критику, утверждаете, что трудитесь исключительно для себя. Придерживаясь внутреннего стандарта, вы отвергаете мнение других.
Но это не совсем правильно. Единственный способ противостоять такому сильному инстинктивному побуждению, как стремление к статусу, — это подавить его более убедительным. Мягкие и своеобразные стандарты работы не защищают вас от желания нравиться — это просто форма самообмана.
И напротив: людям удается полностью погрузиться в свое дело, потому что они применяют более высокие стандарты в своей работе, чем кто-либо ожидает. Признание и слава не мотивируют, потому что это слишком просто. Им важнее делать что-то лучше в соответствии со своими внутренними установками, а не из желания добиться расположения некоего избранного круга.
Такое погружение в профессию может вызывать стресс. Оно становится своего рода едким перфекционизмом, когда ни один из трудов (успешных или нет) не соответствует вашим устремлениям. То есть это определенно не совсем положительная сила. Тем не менее, глубокое погружение в работу — более верный путь к удовлетворению, чем избавление от социальной иерархии.
Возможно, вы никогда не добьетесь успеха в традиционном его понимании. Возможно, вы никогда не получите уважения или награды, которых, по вашему мнению, заслуживаете. Но если вы сможете сосредоточиться на работе, которая важна для вас, вы окажетесь внутри единственного кольца, которое на самом деле имеет значение.