Специалист рассказал, за что критикуют новый закон о сборе автомобильных данных

Пользователь vc.ru Михаил Михеев раскрыл содержание предлагаемого законопроекта и обозначил мнения экспертов по этому поводу. …

Пользователь vc.ru Михаил Михеев раскрыл содержание предлагаемого законопроекта и обозначил мнения экспертов по этому поводу.

Автомобиль собирает множество данных с компьютеров, камер, сенсоров и прочих систем, расположенных в транспортном средстве. Это гораздо больше, чем объём информации, который мы самостоятельно оставляем в социальных сетях. Пока что в российских законах никак не прописано право какого-либо лица или лиц на эту информацию. Вообще распоряжаются ей производители: при наличия подключения к интернету данные могут по умолчанию пересылаться на корпоративные серверы.

В 2020 году было предложено передать данные в собственность автовладельцев и собирать их уже на уровне государства. Для этого собираются создать базу "Автодата". Над её формированием трудятся многие компании. Кроме того, Росстандарт уже одобрил ГОСТ с перечнем информации, которая будет собираться.

Предлагается разделить все данные на обязательные и добровольные. К первым относится информация, которая будет использоваться при решении государственных, общественных задач, а также для обеспечения эффективности дорожного движения и его безопасности. Это, к примеру, наблюдение за беспилотными автомобилями, управление работой спецслужб. Ко вторым будет причислена информация, связанная эксплуатацией машины. Ей водители будут делиться в обмен на какие-либо привилегии типа скидок. Собирать всё будут, вероятнее всего, сами производители.

Автопроизводители отмечают, что такое нововведение увеличит стоимость машин. Сейчас уже некоторые модели имеют специальные телематические системы. При этом что делать с теми автомобилями, на которых ничего не установлено, непонятно.

В компании ГАЗ уверены, что новая база создаст неконкурентную среду. То есть возникнет монополия, все данные о транспортной системе станут известны. Это может негативно сказаться на организациях, которые занимаются грузоперевозками, из-за того, что конфиденциальные данные об этих перевозках могут быть раскрыты.

Также специалисты опасаются проблем с информационной безопасностью. Объединение автопроизводителей России считает, что возможна утечка персональных данных из этой базы. Поэтому эксперты предлагают собирать только ту информацию, которая нужна для обеспечения безопасности на дорогах. То же самое говорят представители Ассоциации европейского бизнеса, только они добавляют, что всё необходимо вводить добровольно.

Проект ещё в разработке. О том, какие в итоге данные будут собираться и как именно, мы сможем узнать позже.