Ровно шесть лет назад, 17 марта 2015 года NVIDIA представила видеокарту GeForce GTX TITAN X — самый мощный одночиповый графический адаптер на тот момент.
Первая для Ultra HD. Обзор видеокарты NVIDIA GeForce GTX TITAN X
В основу акселератора лег процессор GM200. При транзисторном бюджете в 8 млн штук чип получил 3072 CUDA-ядра, 192 текстурных блока и 96 ROP. Грубо говоря, GeForce GTX TITAN X в полтора раза мощнее GeForce GTX 980.
«Титан» был рекордсменом по количеству видеопамяти. 3D-ускоритель получил сразу 12 Гбайт «мозгов» стандарта GDDR5. Сегодня такое количество уже не кажется лишним для игр в разрешении Ultra HD, а вот в 2015 году это было событие. Действительно, GeForce GTX TITAN X — одна из первых видеокарт, которая была способна тянуть игры 2015 года в 4K.
Но все мы прекрасно понимаем, что это была скорее имиджевая модель, потому что стоила она совсем неприличные на тот момент 1000 долларов США. За 650 вечно зеленых американских денег уже тогда можно было GeForce GTX 980 Ti, у которой чуть менее быстрый чип, а также всего 6 Гбайт памяти. В ряде случаев видеокарты демонстрировали схожую производительность.
Почивала на лаврах GeForce GTX TITAN X недолго. Уже в 2016 году NVIDIA выпустила первые видеокарты на архитектуре Pascal, перешла на 16-нанометровый техпроцесс и впервые использовала память стандарта GDDR5X.
Что осталось от производительности GTX TITAN X в новых играх, наглядно показывает сравнение на ролике ниже — сравнение с видеокартой GTX 1660 Super (6 ГБ видеопамяти), которая вышла в России в 2019 году по цене от 15 тысяч рублей (примерно $230 на тот момент). Так что важен не размер, а умение. И эффективность.
А ещё 17 марта
…1947 года свой первый полет совершил бомбардировщик North American B-45 Tornado. Крылатый аппарат прославился тем, что стал первым в мире реактивным самолетом, совершившим дозаправку в воздухе. Именно B-45 Tornado использовался для ядерных испытаний США в 1951 году (операция «Бастер-Джангл»).
Экипаж «Торнадо» насчитывал четыре человека. Длина самолета составляла 23 метра, а размах крыла — 27,1 м. На каждое из них крепилось по два турбореактивных двигателя General Electric J47-GE-13 с общей тягой 92,5 кН. В итоге «сорок пятый» разгонялся до 922 км/ч на высоте порядка 10000 метров.
17 марта 1899 года астроном Уильям Генри Пикеринг открыл спутник Сатурна— Феба. Снимки американец получил из Арекипской обсерватории, расположенной в Перу. Феба является так называемым нерегулярным спутником, то есть он движется по довольно вытянутой орбите в обратном направлении. При размерах 230х220х210 км масса космического тела составляет 8,289⋅10 в 18 степени кг.