Идеальная рутина — та, которой вы можете следовать и которая позволит вам достичь поставленных целей. У всех нас разные личности, ограничения и предпочтения — поэтому и идеальная рутина у каждого своя.
Это правда, но это также бессмысленно. Очевидно, что одни процессы лучше, чем другие, даже если все мы уникальны.
Давайте рассмотрим ингредиенты, которые могут быть в любом процессе обучения. Если у вас есть правильный рецепт, вы можете приправить его специями по своему желанию.
В любом учебном процессе пять основных ингредиентов:
- Преподавание
- Извлечение
- Интервал
- Понимание
- Обратная связь
Редко бывают предметы, когда можно безопасно опустить один из ингредиентов. И наоборот, если вы используете все пять, остальное приложится. Давайте рассмотрим каждый из них.
1. Преподавание — чтобы не набивать шишек
Это самая очевидная часть. Преподаванием могут быть уроки, книги или репетиторство.
Преподавание нужно, чтобы не набивать лишние шишки методом проб и ошибок. С некоторыми предметами метод проб и ошибок настолько сложно применить, что никто всерьез не пытается изучать их без посторонней помощи. Маловероятно, что вы сможете вновь открыть законы Ньютона при помощи личных экспериментов.
Но преподавание помогает даже в тех предметах, которые во многом изучают самостоятельно. Если вам показать, как правильно размахивать клюшкой для гольфа, держать кисть или спрягать глаголы, вы сэкономите огромное количество времени на случайных экспериментах.
2. Извлечение — знания в голове, а не в книге
Этот пункт подразумевает целенаправленное извлечение знаний из вашего сознания, а не просто пассивное их восприятие.
Бесчисленные исследования показывают, что эта практика работает лучше, чем пассивное чтение или просмотр. Если вы собираетесь использовать знания в определенной области, практикуйтесь именно там. Проводите тесты, работайте над реальными задачами и применяйте их.
3. Интервал — одного раза недостаточно
Повторять полученные знания нужно неоднократно, и эти повторения должны быть разнесены по времени. Это один из самых сильных эффектов в когнитивной психологии.
Механизм не так понятен. Какую-то роль в нем может играть консолидация при помощи глубокого сна. Другие теории предполагают, что активация знаний из разных предшествующих контекстов дает более надежные подсказки для извлечения (например, изучение какого-то факта как в классе, так и дома дает две отправные точки, чтобы вспомнить его).
Независимо от того, как это работает, эффективность очевидна. Правильная процедура обучения охватывает старые знания вместе с новыми.
4. Понимание — никогда не запоминайте то, что нужно понять
Цель обучения — сделать так, чтобы вещи обрели смысл. Если вы воспринимаете что-то как произвольный набор фактов, это признак того, что вы их не понимаете.
Это можно исправить. Чаще всего я советую использовать технику Фейнмана. Метод прост: объясните себе запутанную идею так, как если бы вы объясняли ее кому-то другому. Если вы зашли в тупик, найдите учебник или учителя и задайте более конкретный вопрос.
Не всегда для понимания нужны формальные методы. Когда цель обучения — понимание, меняется способ обучения. Вопрос из «Как мне втиснуть все это в мою голову?» превращается в «Как мне сделать все это понятным?»
5. Обратная связь — осознайте свои ошибки
Обратная связь явно полезна. Но есть несколько распространенных заблуждений.
Первое заключается в том, что обратная связь должна непременно исходить от людей. Это неверно. Ответ на вопрос «Сработало ли это?» часто можно получить напрямую из окружающей обстановки. Обратная связь от людей может вести к предрассудкам, задержкам и социальным трудностям, поэтому она не всегда идеальна.
Измените подход: всякий раз, когда вы можете получить точную обратную связь без участия другого человека, так и делайте.
Другая ошибка предполагает, что обратная связь исправит все проблемы. Обратная связь помогает, но только в сочетании с остальными четырьмя ингредиентами. Большое количество необработанной обратной связи может легко превратить рутину обучения в метод проб и ошибок (игнорируя ингредиент № 1) или в запоминание наизусть (игнорируя №4).
Корректировка рецепта
Чтобы усовершенствовать свой учебный режим, посмотрите, что вы делаете сейчас, и отыщите пропущенные ингредиенты:
- Вы художник-любитель, но вы никогда не посещали никаких курсов. Чтение книг или наблюдение за рисующими людьми даст вам новые методы. Добавьте элемент преподавания, и вы сможете расти намного быстрее.
- Вы изучаете историю, просто много читая. Но здесь нет извлечения или обратной связи. Почему бы не попробовать написать эссе или поговорить с другими любителями истории?
- Вы проходите курс обучения, изучая по одному уроку за раз. У вас есть инструкции, вы разбираете проблемы и пытаетесь понять все это. Все идет нормально. Но вы не повторяете старые блоки до самого экзамена, когда уже начинаете все забывать. Десятиминутная викторина по предыдущим темам может сэкономить часы зубрежки.
Домашняя работа: совершенствование учебного процесса
- Выберите, что хотите изучить.
- Просмотрите каждый из пяти ингредиентов. Чего не хватает или что пока используется слабо?
- Как можно добавить эти недостающие элементы?
Книжные черви почти никогда не пропускают первый ингредиент (инструкция), но часто забывают о №2 (извлечение). Практики используют №3 (интервал) и №5 (обратная связь), но могут упустить №1. Просто используя все пять, вы можете существенно улучшить процесс.