Прошло уже более 100 дней с начала кризиса Covid-19, и я должен признаться: я терпеть не могу делать все через видеочат. Я ненавидел это с самого начала, а теперь — еще больше. Вы, наверное, слышали об «усталости от Zoom». У меня это больше, чем просто усталость. На этой стадии пандемии я испытываю гораздо более сильные чувства. Что-то похожее на ощущение во время длинного забега, когда вы уже с трудом боретесь с усталостью, исчерпали свой запас эндорфинов, а к тому же еще и сломали ноготь на ноге.
Нравится мне это или нет, большая часть рабочей и общественной жизни в ближайшие недели и месяцы будет происходить через веб-камеру. И несмотря на мои жалобы, это не обязательно плохо.
Даже после окончания пандемии роль видеочата на работе, в школе, в сфере здравоохранения и в отношениях с друзьями и семьей будет постепенно возрастать. Пандемия не только добавила эту технологию в новые сценарии повседневной жизни, но и вынудила людей научиться ее использовать. Люди, которые до марта не пробовали Zoom, FaceTime или Google Meet, стали опытными пользователями в рекордно короткие сроки. Некоторые из них даже научились использовать виртуальные фоны и сгенерированные ИИ эффекты сглаживания лица. (Сейчас этот софт гораздо проще использовать, чем 15 лет назад, когда я впервые его попробовал.) Думаю, не многие из нас по окончании пандемии захотят проводить посиделки после работы при помощи Zoom, но все-таки больше людей стали комфортно его использовать, чем когда-либо прежде.
«Происходящее в пандемию интересно, — говорит главный менеджер по продукции Zoom Одель Гал. — Все люди, которые не хотели пользоваться этой технологией раньше, были вынуждены ее использовать».
Так как же на самом деле выглядит будущее общения через экраны? Чтобы ответить на этот вопрос, я выяснил, каковы планы в отношении видеочатов в Apple, Facebook, Google, Microsoft и Zoom. Все компании сообщили о рекордном количестве новых пользователей и посещений. Они предсказуемо оптимистичны в отношении дальнейшей жизни в цифровых пространствах. Но к моему большому удивлению, компании довольно быстро признали недостатки видеочатов.
Все потому, что пока ничто не может заменить личное общение. В ближайшем будущем, однако, мы можем создать что-то действительно хорошее.
Усталость от Zoom с точки зрения истории
Видеочаты в том виде, в котором мы их знаем, существуют только два десятилетия. В 2003 году, когда появился Skype, то, что когда-то было фантазией футуриста, стало проблематичной реальностью. Но всегда казалось, что нужно еще год-два, чтобы потенциально революционные технологии стали реально пригодными для использования. Таким образом, можно сказать, что мы уже довольно давно боремся с усталостью от Zoom, если учесть неизменные особенности видеочатов, такие как ужасное качество изображения, заикающийся звук и общая неловкость от того, что ты говоришь с экраном.
Прошли годы, но неизменные недостатки этой технологии, например, невозможность установить зрительный контакт с собеседником, по-прежнему вызывают разочарование. А когда большая часть человеческих взаимодействий в течение нескольких месяцев происходит при помощи видеочатов, это совершенно изматывает.
Усталость от Zoom — это чувство полной безнадежности после девятого видеозвонка за день, и эксперты говорят, что причина в том, что технология перегружает мозг. Видя обрезанное, часто размытое изображение человека с задержкой в несколько миллисекунд на протяжении всего разговора, разум разделяет внимание между тем, что говорят люди, и тем, что происходит на экране, желая невербальных сигналов, которые до него просто не доходят.
Некоторые называют это «Zoom-выгоранием», хотя слово «усталость» лучше отражает то, что нам надоели видеозвонки, но мы вынуждены продолжать их использовать. По другим предположениям, реальная проблема заключается в том, что мы все находимся в депрессии из-за жизни в условиях пандемии. Но у видеочатов всегда были фундаментальные недостатки, которые и порождают этот неудовлетворительный опыт.
«Нам постоянно обещают немедленное соединение, которое беспрепятственно свяжет нас с людьми, которых мы любим, с которыми работаем, и это всегда фикция, — говорит преподаватель Центра интернета и общества им. Беркмана Кляйна в Гарварде Джейсон Фарман. — Мне кажется, нам это обещают больше ста лет».
Около сотни лет назад телефон, сначала получивший широкое распространение как инструмент для бизнеса, стал популярным способом общения с друзьями. В то время скептики предупреждали, что телефоны полностью переворачивают идею социального доверия, поскольку вы не можете понять, с кем разговариваете. Но в 1920-х годах Bell Labs предложили быстрое решение, сопроводив телефонный звонок телевизионным изображением.
Известный тест провел в 1927 году Герберт Гувер, занимавший тогда пост министра торговли. Он совершил видеозвонок из Вашингтона в Нью-Йорк. Телевизионная передача работала только в одном направлении, поэтому жители Нью-Йорка могли видеть людей в Вашингтоне, но не наоборот. Президент AT&T Уолтер Гиффорд сказал тогда, что подобные устройства в конечном итоге «существенно улучшат комфорт и счастье человека».
AT&T десятилетиями работала над улучшением этих устройств, ранние версии которых были абсолютно примитивными, а по размеру занимали комнату. Компания представила «телефон с двусторонней связью», получивший название Iconophone, в 1930 году. Затем в 1960-х годах на Всемирной выставке в Нью-Йорке она презентовала гораздо более продвинутую концепцию под названием Picturephone.
Те, кто его пробовал, жаловались на плохое качество изображения и неудобный контроль. Тем не менее, Picturephone поступил в продажу в 1970 году. Клиенты в Питтсбурге могли подписаться на услугу и арендовать оборудование за $160 в месяц плюс дополнительные расходы сверх включенных 30 минут разговора. Это было чрезвычайно дорого, и AT&T прекратила проект в 1978 году. Хотя компания представил еще несколько видеофонов за эти годы, включая полноцветный VideoPhone 2500 за $1500, крупных коммерческих успехов ей добиться не удалось.
Спустя несколько десятилетий компьютеры и телефоны, подключенные к интернету, полностью изменили видеочаты, особенно после того, как нормой стал скоростной широкополосный доступ. И с появлением Skype любой ноутбук с Wi-Fi и веб-камерой превращался в видеотелефон. Затем, в 2011 году, у iPhone 4 появились фронтальная камера и видеочат FaceTime, который работал в сетях 3G, и у миллионов людей возникла возможность совершать видеозвонки на ходу. Но это не сразу завоевало популярность. В то время пятая часть американцев даже не пробовала видеозвонки через интернет.
Я помню, что пробовал FaceTime до пандемии, еще когда он только появился, но на самом деле мне никогда не хотелось общаться в видеочате вместо того, чтобы поговорить по телефону или написать сообщение. Особенно в личной жизни. Я только помню, что перед пандемией чувствовал себя оторванным, общаясь в видеочатах — и похоже, я был не одинок в этом. Недавно группа исследователей из Йельского университета обнаружила, что мы лучше понимаем эмоции посредством голоса, а не видео.
Однако в последние годы видеоконференцсвязь в определенных отраслях стала необходимой. Работники сферы знаний и те, кто может работать удаленно, все больше полагаются на эту технологию. Качество видеозвонков также значительно улучшилось, и тут на пользу идет конкуренция, так как компании стараются сделать звонки более естественными и реалистичными.
Например, технология видеочата Google теперь использует искусственный интеллект, чтобы регулировать фоновый шум, а Facebook в своем устройстве для видеовызовов Portal использует камеру с ИИ, чтобы отслеживать движения объектов. По словам главы Facebook по дополненной и виртуальной реальности Эндрю Босворта, компания разработала эту функцию, чтобы «сохранить ощущение живого человека, а не фиксированного изображения, которое мозг начинает размывать».
Тем не менее, фундаментальные недостатки этой среды в целом сохраняются. Для видеозвонка обычно требуется больше труда, чем для телефонного, хотя бы потому, что нужно задействовать больше чувств. При этом видеозвонок не вполне соответствует личной встрече. Большинство крупных технологических компаний создали собственные платформы для видеочатов, а самые известные из них, такие как Google Meet и Microsoft Teams, предназначены для бизнес-клиентов. И конечно же, есть Zoom, от которого мы все сейчас так устали.
Так полезны ли на самом деле видеочаты?
После усталости от Zoom наступает то, что я бы назвал принятием. Оно неизбежно.
Во время пандемии мы все стали пользоваться видеотехнологиями в здравоохранении, религии, для развлечений и просто для общения с друзьями. Они останутся для нас актуальными, особенно на работе. Мы, как и те люди, кто был ошеломлен телефонами столетие назад, стали свидетелями изменений в коммуникации — безвозвратного скачка вперед. Все новое кажется страшным, несовершенным и часто отталкивающим.
«Мы были вынуждены использовать эти инструменты, чтобы делать то, о чем иначе мы бы и не мечтали, например, покупать и продавать дома, — говорит профессор Школы информации Мичиганского университета Николь Эллисон. — Благодаря этому мы лучше поймем, что действительно нужно делать лично, а что нет».
Например, не нужно приходить в кабинет врача так часто. Хотя телемедицина существует уже много лет, пандемия вынуждает ходить к врачу в режиме онлайн. Некоторые эксперты считают, что нет причин возвращаться к прошлому, так как более половины визитов к врачу не требуют личной встречи. Исследования также показали, что телемедицина значительно более эффективна, чем традиционные личные визиты, для психиатрической помощи, и эти преимущества могут означать, что больше людей смогут такую помощь получить.
Наиболее полезные приложения для видеосвязи выходят за рамки простого общения двух людей. Некоторые эксперты и представители компаний, с которыми я беседовал, выдвинули еще один вариант использования технологии. Например, сейчас вечеринки по случаю дней рождения детей проходят в Zoom или FaceTime из-за пандемии, нет никаких причин отказываться от использования видеочатов, когда угроза вируса угаснет. Бабушка и дедушка не смогли приехать? Запустите веб-камеру и включите их на телевизоре, когда придет время задувать свечи.
Эта идея может показаться немного странной, но праздник с видеокомпонентом сегодня выглядит не так странно, как шесть месяцев назад. Если то, что видеосвязь стала основой офисной жизни, уже было очевидно, то идея, что она может стать заметной частью нашей социальной жизни, для меня нова. Это объясняет мое первоначальное удивление, когда люди из Microsoft Teams начали рассказывать мне, как их рабочий софт обретает новую роль в жизни многих пользователей. Другими словами, пандемия коренным образом изменила наши отношения с этими инструментами и с цифровыми пространствами в целом.
«Я думаю, что у нас появятся видео и радиотрансляции— не для всего мира, а для небольшой группы людей, — того, что происходит в нашей жизни, и это станет следующим поколением социальных сетей», — считает корпоративный вице-президент по Microsoft 365 Джаред Спатаро.
Но как мы узнали из периодических сбоев Zoom, перепрофилирование офисного софта для социальной жизни — дело непростое. Мы чувствовали усталость от видеозвонков во время пандемии еще и потому, что технология была разработана для другой цели — не для дружеских посиделок после работы или выпускных вечеров. Еще хуже, если вы используете один и тот же ноутбук для рабочих звонков и развлечений. Небольшие корректировки, например, виртуальные фоны и забавные фильтры, помогают оживить ситуацию, но следующему поколению социальных сетей не помешает новая технологическая основа.
Технологические блогеры переживали по поводу Portal, когда он вышел на рынок, поскольку, честно говоря, кто захочет разместить у себя в доме камеру и микрофон, сделанные Facebook? Но раз уж пандемия меняет даже наши взгляды на конфиденциальность, может быть, специальный видеотелефон не так уж страшен. Проблемы, связанные с конфиденциальностью, могут решаться сами собой по мере того, как все больше людей будут использовать видеозвонки, а компании — и дальше совершенствовать технологию.
Специальные устройства для видеосвязи, наконец, готовы к работе в прайм-тайм. В Facebook мне сказали, что продажи Portal выросли в 10 раз с середины марта, а прошлой осенью они были «очень низкими». Компания также продает телевизор Portal стоимостью $150, который по сути выполняет функцию веб-камеры для гостиной.
Также появился Nest Hub Max — умный дисплей от Google, который недавно получил возможность принимать групповые видеозвонки в Google Duo и Google Meet. (Amazon Echo Show — похожее устройство, но пока ему не хватает функции группового вызова.) Даже Zoom теперь продает собственное оборудование, сотрудничая с компанией DTEN по выпуску «универсального персонального устройства для совместной работы». У него несколько камер, которые адаптируются к разным комнатам. Недавно компания объявила о новой инициативе Zoom for Home и теперь принимает предварительные заказы на свое первое устройство — DTEN ME.
«Это только начало, — говорит Гал из Zoom. — Задумка в том, чтобы использовать для общения не ноутбук, а специальное отдельное устройство, которое немного умнее».
В прошлом я тестировал многие эти устройства и изо всех сил пытался понять, как они вписываются в повседневную жизнь большинства людей. Тем не менее, примерно через неделю после того, как я оказался в ловушке в собственной квартире, единственное, чего мне хотелось — более удобный видеотелефон. В конце концов у меня появилась Logitech Brio, веб-камера высокой четкости, которая очень проста в использовании и которую легко носить по квартире. Когда придет время, я смогу поставить ее на телевизор и пригласить мою большую семью на вечеринку по случаю дня рождения, где они смогут поболтать со мной и с моей женой, а также с нашими двумя шальными чихуахуа.
Представляя голографическое будущее
Возможности цифрового общения становятся все более захватывающими, если заглянуть в ближайшее будущее. Виртуальные тусовки уже выглядят довольно странными и любопытными. В последние месяцы мы стали свидетелями взрыва популярности Animal Crossing: New Horizons — игры Nintendo, где вы создаете собственный остров и исследуете цифровые миры, созданные другими игроками. Также выросло количество виртуальных событий, таких как концерты в Fortnite.
Компания Oculus создала социальное приложение под названием Facebook Horizon. Приложение выглядит немного более мультяшной версией пиксельной вселенной из антиутопического триллера «Первому игроку приготовиться», а также напоминает мне о том времени, когда Марк Цукерберг совершил виртуальную поездку по разрушенному ураганом Пуэрто-Рико с помощью приложения Facebook Spaces.
Из всех компаний, которые придумывают новые способы общения друг с другом в интернете, Facebook и Oculus, кажется, лучше всего готовы к радикальной трансформации. По крайней мере, такое впечатление у меня сложилось из разговора с Босвортом, менеджером Facebook, отвечающим за Portal и за подразделение Oculus. Будущее, действительно вдохновленное научной фантастикой и основанное на голограммах, показалось мне гораздо интереснее, чем разговор с зернистым 2D-изображением на экране.
«Сложности, с которыми мы сталкиваемся при создании дополненной реальности, которую мы как бы разделяем — где у нас есть голограммы, говорящие с людьми, и кажется, что вы видите их лицом к лицу, — это как раз те проблемы, которые мы решаем в моей группе, в AR/VR, — говорит Босворт. — Но это, вероятно, затянется по крайней мере на пару лет».
Поэтому сомнительно, что мы сможем разговаривать с голографическими версиями друг друга в ближайшие два года. Но технология, которая предлагает реалистичные трехмерные изображения без очков или гарнитуры, существует. Ранее в этом году бруклинский стартап под названием Looking Glass начал поставки голографического дисплея с самым высоким разрешением в мире, который выглядит как стеклянная коробка и создает динамическое изображение, плавающее в пространстве. Нетрудно представить использование такого устройства для видеозвонков, поскольку при помощи технологии светового поля можно создать изображение лица совсем как настоящее.
Еще одна концепция видеозвонков, которые больше напоминают взаимодействие в реальной жизни, вдохновлена окном. Она называется Square и представляет собой дисплей с камерой. Придумали этот продукт футуристы из Argodesign — фирмы из Остина, называющей себя «инновационной».
Square предназначен для использования на работе и снабжен шторами, которые вы можете раздвинуть, когда будете доступны. Сотрудники смогут входить и общаться в этом виртуальном окне. В устройстве имеется несколько камер, и вместе они создают эффект параллакса — не совсем 3D, но в каком-то смысле объемное изображение. Основатель Argodesign Марк Ролстон говорит, что у компании есть рабочие прототипы Square, и похоже, компания близка к тому, чтобы выпускать это устройство или что-то в этом роде.
«Мы знаем, что это возможно, и мы знаем, что кто-то это сделает, — говорит Ролстон. — Нас не очень волнует, когда именно этот переломный момент наступит. Мы просто пытаемся немного подразнить мир».
Это подводит итог всей истории видеочатов. Нас дразнят с XIX века. Каждое новое изобретение немного ближе к продукту, который действительно работает и может сблизить нас. Но даже в эпоху iPhone что-то не так с видеозвонками. Кажется, что технология унаследовала многие проблемы первых телефонов и так и не пришла к полноценному успеху.
Опять же, почему первые телефоны были такими революционными? В определенный момент они появились у критической массы людей, и все ими пользовались причем часто. Теперь у критической массы людей есть технология видеочата, и благодаря пандемии мы ею пользуемся. Так что давайте уж голограммы.