Торты в «зловещей долине»: что пугает нас в креативных дизайнах еды

Вы, возможно, уже видели мегавирусное видео с подборкой, казалось бы, повседневных предметов, таких как кроксы, комнатные растения и туалетная бумага, разрезанных напополам — а на самом деле это искусно украшенные торты. Одно видео от автора Tasty (но созданное турецким пекарем Тубой Гекилем) собрало более 30 млн просмотров только в Twitter. These Are All Cakes pic.twitter.com/ejArkJHaid […] …

Вы, возможно, уже видели мегавирусное видео с подборкой, казалось бы, повседневных предметов, таких как кроксы, комнатные растения и туалетная бумага, разрезанных напополам — а на самом деле это искусно украшенные торты. Одно видео от автора Tasty (но созданное турецким пекарем Тубой Гекилем) собрало более 30 млн просмотров только в Twitter.

Клип вызвал целый взрыв мемов, связанных с тортами, демонстрирующих абсурдность реалистичных мастичных скульптур. К примеру, комикс португальского мультипликатора Рафаэля Салимена стал широко распространенным мемом, который, кажется, описывает и благоговение, и дискомфорт из-за этих тортов. Словом, некоторые люди в восторге от этих творений. Но другие, такие как я, находят их ужасающими.

Когда я вижу, как нож разрезает предметы, которые я считал твердыми, и оказывается, что они сладкие, воздушные и покрыты мастикой, мне становится некомфортно. Я, честно говоря, не могу посмотреть видео целиком, не съежившись. Существует так много ужасающих примеров обманных тортов, как, например, это нервирующее видео, где торт предстает в виде младенца. Вам стоит его посмотреть, только если вы любите жестокие фильмы и «Американскую историю ужасов». И все же вид серебряного чайника, агрессивно разрезанного пополам гигантским ножом, тоже вызывает у меня тоску по простым тортам и кейкпопсам. Мне нужно было понять, почему эти кулинарные иллюзии действуют на мой мозг именно таким образом.

«Существует несколько возможных механизмов, которые могут объяснить ваш дискомфорт, — говорит доцент кафедры психологии и наук о данных в Нью-Йоркском университете Паскаль Уоллиш. — Во-первых, существует вероятность того, что зрительная система человека отслеживает, не выбиваются ли из нормы какие-то важные стимулы. К примеру, не болен ли тот, на кого вы смотрите. Это будет важной информацией для дальнейших взаимодействий».

Дискомфорт, который описывает Уоллиш, часто называют «зловещей долиной». Явление, придуманное робототехником Масахиро Мори в 1970 году, обычно используется для описания неприятных ощущений, возникающих при взгляде на то, что выглядит как человек, но на самом деле им не является. При взаимодействии с похожим на человека существом, таким как популярная интернет-знаменитость и искусственный интеллект «София», мы испытываем особый диссонанс, когда она со своими чрезвычайно предсказуемыми шутками оказывается вовсе не человеком.

«Зловещая долина представляет собой серьезную проблему для людей, пытающихся создать человекоподобных роботов или производящих компьютерную анимацию, — говорит Уоллиш. — Существует много эмпирических подтверждений того, что нам весьма симпатичны изображения реальных людей, а также изображения тех, кто очевидно не человек — R2D2 или C3PO — тоже высоки. Но между ними находится «зловещая долина» изображений, которые похожи на людей, но не совсем люди. Это одна из основных причин, почему некоторые люди думают, что клоуны жуткие, а зомби — страшные».

«Эффект зловещей долины не очень понятен. Обычно он относится к эмоциональной реакции людей на нечеловека, похожего на человека, такого как реалистичный робот или карикатура. Одни получают удовольствие, другие расстраиваются, и не всегда понятно, почему, — говорит психотерапевт из Чикаго Эйми Дарамус. — В мире, где нарушения реальности в порядке вещей, видео с красными крокодиловыми туфлями, которые оказываются тортом с глазурью… сюрреалистично. Это полная противоположность 2020 году, потому что реальность искажается в хорошем смысле». По крайней мере до тех пор, пока какой-нибудь опытный кулинар не решит испечь торт, который будет выглядеть как его собственная рука, и не разрежет его торжественно пополам.

Возвращаясь к кулинарным диссонансам: изысканно украшенные торты — вовсе не что-то новое. Мастика была изобретена еще в XVI веке и быстро стала символом статуса. Лишь в XX веке раскатанная мастика стала более дешевым, доступным и широко используемым предметом для украшения десертов. Также по телевидению вовсю рекламируются украшения для тортов, в которых используется глиноподобный, но съедобный материал, такие как Nailed It, Cake Boss и Crazy Delicious. Но здесь речь больше об артистизме. Со временем мастерство этих авторов возрастает, и они создают ошеломляющие репродукции знаменитой портретной живописи, а затем возникает жуткое чувство неизбежности того, что торт разрежут на куски.

https://www.instagram.com/p/CBmShiClRq5/?utm_source=ig_web_copy_link

 

«Обычно мы не едим детей, собак или туалетную бумагу, — добавляет Дарамус. — Некоторые из этих тортов в значительной степени нарушают табу. Есть то, что связано с грязью — крыс, туалетную бумагу, — с или привязанностью — например, детей и собак, — одинаково ужасно, хотя и в разном смысле». Табу, по ее словам, на примитивном уровне также связано с привлечением невезения или проклятий. Вот та причина, по которой мы ежимся от страха.

Несмотря на то, что многие из этих иллюзий вызывают глубокий дискомфорт в нашем примитивном мозге, мемов и шуток о тортах меньше не становится, а ужасные и красивые видеоролики о тортах, несомненно, будут и дальше появляться на YouTube и в социальных сетях. «Так что я не удивлена, что мемы о тортах в 2020 году будут в тренде, — размышляет Дарамус. — В этом году наше чувство реальности было настолько разорвано на куски, что эти торты — практически символы сегодняшней жизни».