Перехитрить апатию: как быть, когда мотивации нет по биологическим причинам

Перехитрить апатию: как быть, когда мотивации нет по биологическим причинам У всех людей очень разный уровень мотивации. Некоторые готовы приложить максимум усилий в любом начинании. Другие просто не утруждают себя. Можно считать их ленивыми: они чувствуют себя счастливее, валяясь на диване, а не планируя очередной проект. Что стоит за этим разнообразием? Большинство из нас, вероятно, списало бы это на сочетание темперамента, обстоятельств, воспитания или даже
Сообщение Перехитрить апатию: как быть, когда мотивации нет по биологическим причинам появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Перехитрить апатию: как быть, когда мотивации нет по биологическим причинам

У всех людей очень разный уровень мотивации. Некоторые готовы приложить максимум усилий в любом начинании. Другие просто не утруждают себя. Можно считать их ленивыми: они чувствуют себя счастливее, валяясь на диване, а не планируя очередной проект. Что стоит за этим разнообразием? Большинство из нас, вероятно, списало бы это на сочетание темперамента, обстоятельств, воспитания или даже ценностей.

Однако исследования в области нейронауки и пациентов с заболеваниями мозга бросают вызов этим предположениям, раскрывая мозговые механизмы, лежащие в основе мотивации. Когда эти системы выходят из строя, люди, ранее отличавшиеся высокой мотивацией, могут стать патологически апатичными. Если раньше человек был любознательным, увлеченным и продуктивным на работе, в общественной жизни и в творческом мышлении, то внезапно он может стать полной противоположностью.

Например, в моей клинике я наблюдал молодого человека по имени Дэвид, который был амбициозным сотрудником фирмы, но внезапно потерял интерес к работе и окружающим его людям. Раньше он был продуктивным и общительным человеком, который, казалось, всегда проявлял инициативу на работе и в своем кругу общения. Но теперь Дэвид делал очень мало и, казалось, ему было все равно. Как он выразился, «стало наплевать». В конце концов, его уволили с работы, но он отреагировал полным безразличием. Он даже не удосужился зарегистрироваться на пособие по безработице. Видя, что он не может платить за аренду, друзья Дэвида предложили ему комнату в своем доме. Вскоре они пожалели об этом. Он ничего не делал целыми днями, ожидая, когда его друзья вернутся домой, чтобы приготовить ему еду. Терапевт подобрал ему антидепрессант, но это не помогло.

Однако Дэвид не был в депрессии. Напротив, он был вполне счастлив. Более подробно изучив этот случай, мы обнаружили, что причиной были два микроинсульта, по одному в каждом полушарии мозга. Они локализовались в базальных ядрах (ганглиях), играющих ключевую роль в мотивированном поведении. Исследования на животных и людях показали, что базальные ядра связывают потребности и желания с действиями.

При дисфункции этой зоны мозга люди не предпринимают никаких действий, даже если способны на это по подсказке. Дэвид, например, мог вынести мусор или убрать дом, если его попросили. Но предоставленный самому себе, он ничего не делал. Исследования людей, у которых развивается апатия, показали, что многие из них просто не считают действие достаточно приятным. Затраты на усилия кажутся несоизмеримыми с потенциальной пользой.

У некоторых пациентов препараты, стимулирующие дофаминовую систему мозга, могут восстановить мотивацию. Дофамин играет ключевую роль в системе вознаграждения мозга, но если ранее нейробиологи считали его химическим веществом, связанным с удовольствием, то последние исследования показывают, что он действует, стимулируя «желание», побуждая людей стремиться к результатам, которые они считают приятными. Дэвид успешно прошел это лечение: уровень его мотивации восстановился после приема препарата, стимулирующего дофаминовые рецепторы в мозге. Благодаря этому он смог найти новую работу, стать независимым и даже найти девушку, чего он никогда бы не сделал, находясь в состоянии апатии.

Пример таких пациентов, как Дэвид, можно применить к здоровым людям, испытывающим апатию. В Оксфордском университете сканировали мозг студентов с разным уровнем мотивации: от чрезвычайно мотивированного до крайне апатичного. Есть значительные различия в строении их мозга. Само по себе это неудивительно. Существуют естественные различия во всех биологических системах, которые делают нас теми, кто мы есть. На это влияют наши генетические особенности и окружающая среда. Однако, что интересно, мы увидели, что области мозга, отвечающие за мотивацию, работали активнее у более апатичных студентов, когда мы просили их сделать выбор, стоит ли тот или иной образ действий затраченных усилий.

Почему так происходит? Мы знаем, что почти все готовы работать за большое вознаграждение. Повторяющееся наблюдение за апатичными людьми заключается в том, что, в отличие от более мотивированных, они не готовы прилагать усилия, когда вознаграждение кажется небольшим. В нашем исследовании мы просили людей решить, выполнить ли короткое действие — сжать рукоятку с разным уровнем усилий — в обмен на небольшое денежное вознаграждение, представленное на экране яблоками. Некоторые варианты были очевидны: «одно яблоко за максимальное усилие» (того не стоит) или «15 яблок за умеренное усилие» (определенно стоит). Но были и менее однозначные предложения, такие как «шесть яблок за 80% усилий». Мотивированные люди принимали решения быстро. Апатичные люди замедлялись, колеблясь гораздо дольше в неоднозначных случаях. Их мозгу приходилось работать больше, чтобы принять решение, а напряженные размышления вызывают неприязнь, то, чего мы стараемся избегать, если можем.

Таким образом, апатичным людям, похоже, сложнее решить, стоит ли что-то затраченных усилий, поэтому они вообще уклоняются от принятия решения. Столкнувшись с выбором, что делать, они склонны просто сказать «нет».

Что это означает для тех из нас, кого мы считаем ленивыми, или для их друзей и близких, которые мечтают, чтобы человек изменил свое поведение? Вполне вероятно, что упреки, как будто апатия — это моральный выбор, не сработают. Вместо этого исследователи фокусируются на нежелании даже думать о том, насколько полезным может быть то или иное занятие.

Один из практичных способов обойти эту проблему — составить план на день или неделю вперед. Это создает структурированный распорядок дня, который избавляет от необходимости постоянно думать о том, стоит ли каждое занятие усилий. Вы делаете выбор заранее, чтобы не думать в каждый момент. В идеале некоторые из этих дел должны быть лично значимыми и приносить чувство выполненного долга или удовольствия. Это подчеркивает ценность участия в них, создавая ощущение большей награды, что, в свою очередь, облегчает решение сказать «да» в следующий раз.

Кроме того, несколько исследований показали, что физическая активность положительно влияет на апатию. Аэробные упражнения три раза в неделю по 40–60 минут, уроки танцев или даже энергичная ходьба повышают мотивацию, возможно, за счет воздействия на дофаминовую систему мозга. Внешние подсказки, например, будильники на смартфонах или визуальные напоминания (как кроссовки у двери, чтобы подтолкнуть к посещению спортзала или пробежке), также эффективно подталкивают нас к действию.

Конечная цель подобных способов — работать с мозгом, используя знания о корнях апатии, отчасти благодаря пониманию необычных случаев, подобных истории Дэвида. Ключ к изменению повседневного поведения — превратить оценку затрат (усилий) и выгод (вознаграждений) в привычку, которая не будет казаться тяжелым трудом. Даже для самых апатичных это дарит надежду превратить автоматическое «нет» в способность задуматься о том, чтобы сказать «да».

Сообщение Перехитрить апатию: как быть, когда мотивации нет по биологическим причинам появились сначала на Идеономика – Умные о главном.