Еще совсем недавно начальство регулярно превозносило работников как свой самый ценный актив, причем настолько, что некоторые набирали сотрудников без адекватной нагрузки, «про запас». Сегодня, когда экономика находится под большим знаком вопроса, руководители не скрывают, что сотрудникам нужно больше работать, меньше жаловаться и радоваться, что для них еще есть места.
«Баланс между работой и личной жизнью — это ваша проблема», — заявила в этом месяце Эмма Греде, соучредитель компании Skims, производящей одежду для коррекции фигуры, и исполнительный директор бренда одежды Good American. Сократив недавно более 1000 рабочих мест, генеральный директор Starbucks Брайан Никкол заявил, что оставшимся сотрудникам компании необходимо активизироваться и «взять на себя ответственность за развитие».
Генеральный директор JPMorgan Джейми Даймон на внутреннем совещании, сопровождавшемся ненормативной лексикой, заявил сотрудникам, сетующим на необходимость возвращения на работу, что ему все равно. «Я сыт по горло подобными вещами, — сказал он. — Я работаю семь дней в неделю со времен ковида. А где все остальные?»
Изменение настроя свидетельствует о смене власти: компании сокращают штат «белых воротничков». В условиях, когда работу найти все труднее, многие сталкиваются с тем, что привилегии исчезают, а жалобы игнорируются.
Последний эпизод произошел на напряженном собрании сотрудников Uber в прошлом месяце. Компания изменила требования к оплачиваемому месячному отпуску: с пяти лет работы на гиганта до восьми лет. Решение требовать от сотрудников работать в офисе не два дня, а как минимум три, также вызвало нарекания. Генеральный директор Дара Хосровшахи предлагает тем, кто недоволен изменениями, успокоиться: «Мы признаем, что некоторые из этих изменений будут непопулярны. Это риск, на который мы решили пойти».
Насколько больше прав у начальников, чтобы так жестко разговаривать с сотрудниками? Вспомним 2023 год, когда глава мебельной компании MillerKnoll рекомендовала сотрудникам, беспокоящимся о бонусах, «перестать ныть и жалеть себя». Этот комментарий, сделанный во время видеозвонка, сразу же стал вирусным, вызвав шумиху в прессе и реакцию работников. Генеральный директор Энди Оуэн быстро извинилась и сказала, что ее комментарий был бестактным.
После собрания акционеров Uber главный специалист по работе с персоналом Никки Кришнамурти выпустил служебную записку, в которой сообщил, что компания проведет беседу с некоторыми сотрудниками за неуважительное высказывание недовольства.
Некоторые работники, например Донни Донсельман, который недавно работал в компании, предоставляющей технологические услуги, уже почувствовали новое соотношение сил. Подавая заявки на вакансии в сфере технологий, 47-летний специалист заметил, что многие компании теперь хотят, чтобы соискатели выполняли столько задач, что должность, по сути, представляет собой «три работы» в одной. «Им подавай все и сразу», — говорит он.
При поиске работы он старается выяснить культуру компании, потому что заметил, что руководители говорят жестко, и находит это тревожным знаком. «Все, что вы делаете, — это вселяете страх в людей и не приведет к хорошим результатам», — говорит Донсельман.
По словам Майкла Маккатчеона, профессора прикладной психологии Нью-Йоркского университета, за более грубым тоном генеральных директоров кроется разрыв между сотрудниками и руководителями.
По его словам, некоторые сотрудники ведут себя так, будто сейчас «все еще 2021 год», когда они могли диктовать требования из-за нехватки рабочей силы и резкого увеличения числа увольнений. Теперь боссы сталкиваются с глобальной торговой войной и падением потребительского доверия и чувствуют, что должны требовать от сотрудников больше, чтобы выжить.
«Это вопрос прагматизма», — считает Маккатчеон.
Президент Трамп и его советник-миллиардер Илон Маск способствовали тому, чтобы задать более агрессивный тон в стремлении сократить штат федеральных служащих.
«Всех можно заменить», — сказал Трамп вскоре после инаугурации. Маск назвал свое февральское требование к федеральным служащим прислать по электронной почте информацию о том, что они сделали за прошедшую неделю, «проверкой пульса», чтобы доказать, что они выполнили хоть какую-то работу.
Не последнюю роль играют и достижения в области искусственного интеллекта. Генеральный директор Shopify Тоби Лютке недавно заявил сотрудникам, что компания интернет-торговли не будет принимать на работу новых сотрудников, если менеджеры не смогут доказать, что искусственный интеллект не способен выполнить эту работу. Другие руководители компаний предупреждают своих сотрудников о необходимости внедрять больше ИИ.
«ИИ наступает на ваши рабочие места. Черт возьми, он придет и на мою работу. Это сигнал к пробуждению, — написал в прошлом месяце в служебной записке Миша Кауфман, генеральный директор фриланс-биржи Fiverr. — Те, кто не проснется и не поймет новую реальность быстро, к сожалению, обречены».
По словам Чарльза А. О’Рейли, профессора менеджмента в Стэнфорде, когда-нибудь вновь настанет звездный час и для работников.
«Когда рынок изменится и появится много рабочих мест, руководители компаний начнут больше говорить о том, как важны сотрудники, и тогда люди воспользуются этим», — сказал он.
Однако пока некоторые руководители утверждают, что более эффективному управлению поможет меньшее, а не большее количество сотрудников. В четверг компания Match Group, управляющая приложениями для знакомств Hinge и Tinder, стала последней компанией, заявившей о планах по сокращению управленческого персонала в рамках масштабных увольнений. Примерно каждый пятый менеджер будет сокращен, а генеральный директор Match Спенсер Раскофф сообщил инвесторам, что компания активизирует усилия по сокращению расходов и перестройке организации, чтобы сосредоточиться на своих продуктах. «Мы решили так подстегнуть команду», — поясняет Раскофф.
Сообщение Незаменимых больше нет: как меняются правила корпоративной игры появились сначала на Идеономика – Умные о главном.