У наших предков были странные представления об отцовстве. В древних Афинах младенец юридически не считался человеком, пока его не признал отец. На церемонии, называемой амфидромией, глава семьи брал новорожденного на руки и либо принимал его в свой дом, либо оставлял на склоне холма на верную смерть. Типичными причинами отказа от младенца были врожденные пороки или тот факт, что это была девочка.
Сегодня все это звучит ужасно, но в этом была суровая логика. На протяжении большей части истории у мужчины не было надежного способа определить, является ли он биологическим отцом ребенка. В мире, где почти все были бедны, большинство не желало рисковать, тратя хлеб на чужое потомство. Поэтому многие устанавливали деспотичный контроль над женской фертильностью, запрещая женам и дочерям вступать в связь с другими мужчинами, а в случае с афинянами — заявляя о своем праве убить любого ребенка, которого они не хотели признавать.
Почти треть правил, содержащихся в 4000-летнем кодексе вавилонского царя Хаммурапи, посвящена отношениям внутри семьи. Внимательные читатели этого высеченного на камне документа обнаружат определенный уклон в сторону отцовства. Например, сыну, ударившему отца, следует отрубить руки, а жена, замышляющая убийство мужа, должна быть публично обезглавлена.
В книге «Отцовство: история любви и власти» Августин Седжвик рассказывает о том, как менялось отношение к отцам с течением времени. Поражает огромное разнообразие заблуждений, в которые верили люди.
Аристотель, например, утверждал, что лишь пылкая страсть с большей вероятностью приведет к рождению ребенка мужского пола. Зигмунд Фрейд считал, что все мальчики втайне жаждут убить отца и занять его место рядом с матерью (спойлер: далеко не все). Аврелий Августин Иппонийский, выдающийся христианский деятель, наблюдая за эгоистичным поведением сына (который умер в детстве), придумал концепцию «первородного греха»: младенец наследует порочность от своего отца, передающуюся через акт зачатия. Отец, в свою очередь, наследует грех от своего отца, и так далее, вплоть до Адама. Это стало церковной догмой и использовалось для обоснования крещения младенцев.
Еще одна типичная тема — жестокость. Мартин Лютер, как известно, сказал: «Лучше иметь мертвого сына, чем непослушного». В 1662 году колониальное правительство Вирджинии отменило старую английскую традицию, согласно которой статус передавался от отца к сыну, постановив, что вместо этого дети должны наследовать его от матери. Может показаться, что это прорыв раннего феминизма. Однако это не так. Это было сделано для того, чтобы мужчины-владельцы плантаций могли приживать детей от рабынь, будучи уверенными в том, что их потомство также будет являться их имуществом. Это правило значительно повышало рыночную стоимость порабощенных женщин, поскольку давало покупателю право собственности на всех потомков. Оно также «связывало цвет кожи с порабощением», поскольку «рабство определялось как наследственное и врожденное, а не как следствие пленения, военного поражения или долгов». Удручающие последствия этого правила до сих пор ощущаются в расовых отношениях по всей Америке.
В наше время на отношение людей к отцовству повлияли две важные вещи. Одна из них заключается в том, что благодаря тестам ДНК впервые в истории человечества стало возможным с уверенностью установить родство. Вторая — отцы сегодня тратят больше времени на уход за детьми, чем когда-либо прежде. Женщины зарабатывают больше, чем в прошлом, благодаря надежной контрацепции, распространению образования и равенству прав. Больше не нуждаясь в зарплате мужа, чтобы прокормить и одеть потомство, они могут более тщательно выбирать, за кого выходить замуж (и стоит ли это делать вообще). Это, в свою очередь, позволило им требовать более справедливого разделения домашнего труда, даже когда стиральные машины и приложения по доставке еды освободили время для ухода за детьми. И хотя до полного равенства еще далеко, большинство современных отцов считают, что совместное воспитание детей приносит огромную пользу.
Сейчас, по крайней мере в богатых странах, наступило лучшее время для того, чтобы стать отцом. Многие работодатели предлагают отпуск по уходу за ребенком, а в большинстве европейских стран это обязательное условие. Сегодня американские отцы выполняют в три раза больше работы по уходу за детьми, чем в 1960-е годы. Когда в 2020-21 годах ковид-19 заставил людей сидеть дома, эта привычка закрепилась. После окончания пандемии время, которое американские отцы тратили на уход за детьми, осталось выше, чем в 2019 году.
Мнение о том, что читать сказки на ночь — это не по-мужски, теперь безнадежно устарело: мужчины чаще, чем женщины, говорят, что хотели бы видеть на прилавках больше детских книг. Если наши дедушки поддерживали дисциплину с помощью шлепков, то современные отцы более мягкие и разговорчивые. Дети только выиграли от более активных отцов, и не в последнюю очередь потому, что женщины и мужчины часто воспитывают детей взаимодополняющими способами. Как отмечает Ричард Ривз из Института Брукингса в книге «О мальчиках и мужчинах», отцы чаще поощряют открытость миру и склонность к риску. Отцовское участие, как правило, снижает уровень подростковой преступности. Девочки-подростки, которые близки с отцами, демонстрируют лучшее психическое здоровье в зрелом возрасте.
Отцовский вопрос
Однако блага отцовства сопровождаются серьезными препятствиями. Не все мужчины хорошо приспособились к новому миру. В то время как отцы с высшим образованием проводят больше времени со своими детьми, их менее образованные сверстники проводят чуть меньше времени, чем 20 лет назад. Кроме того, они гораздо чаще живут отдельно от детей и почти не видят их. Это привело к классовому разрыву в воспитании: дети из высшего среднего класса обладают не только привычными финансовыми преимуществами, но и более стабильной и развивающей домашней обстановкой.
Многие мужчины из рабочего класса, тем временем, полностью лишены радости отцовства: теперь, когда женщины могут позволить себе быть более разборчивыми, все больше мужчин не востребованы. Это вызывает сильное возмущение и подпитывает политический курс мужского недовольства в большинстве развитых стран мира.
К сожалению, мистер Седжвик не в состоянии в одиночку разобраться с этими тенденциями. Вместо этого он заканчивает книгу на личной ноте. Когда он спросил маленького сына, каким должен быть отец, тот ответил, что папа должен быть «веселым и хорошо обниматься». Пожалуй, это лучший совет для отцов.
Сообщение Добрый папа: почему сейчас самое лучшее время, чтобы стать отцом появились сначала на Идеономика – Умные о главном.