Джоэл Мокир, профессор экономики Северо-Западного Университета США, в своей статье для журнала City Journal рассказывает, как человек учился подражать реальности, и как новые технологии изменили восприятие искусства, науки и услуг.
Технологические инновации приводят к росту производительности труда, а тот, в свою очередь, влияет на экономический рост. Экономическое развитие легко измерить в цифрах, но есть и такие технологические и научные достижения, которые делают для человечества то, что обычные показатели производительности не отражают.
Значительный технологический прорыв прошлого века — это технология «имитации жизни», создание изображений и звуков, воспроизводящих аспекты реальности, которые заставляют наблюдателя «переживать» то, что на самом деле с ним не происходит. При этом, как и многие другие технологии, эта отрасль имеет долгую историю развития: в течение сотен лет технология более или менее статична, затем происходит внезапный всплеск новых знаний и возможностей, и мир необратимо меняется.
Человек пытался с незапамятных времен имитировать реальность: ранние рисунки, найденные на индонезийском острове Сулавеси, насчитывают 44 000 лет. Долгое время восприятие изображений требовало от зрителя глубокой работы воображения, пока, наконец, в эпоху Возрождения художники не научились лучше имитировать реальность: выражения лиц стали более живыми, цвета — яркими, пропорции — реалистичными. Революционным прорывом здесь можно назвать изобретение перспективы, которое приписывают флорентийскому эрудиту Филиппо Брунеллески (1377-1446). Он предложил имитацию глубины с помощью системы линейной перспективы, спроецированной на двухмерную плоскость, в которой все линии сходятся на уровне глаз, на горизонте. Идея была подхвачена, и живопись смогла достичь гораздо более сложного реализма.
Следующей важной вехой имитации жизни стала фотография, появившаяся в XIX веке. За ней последовала технология кинематографа XX века. Технический прогресс делал фильмы все более реалистичными: цвета, разрешение, объемный звук. Цифровая революция, полная чудес, вывела технологию имитации на новую траекторию и позволила создать по-настоящему реалистичные впечатления.
Еще одна грань искусства имитации — это современные видеоигры, которые позволяют людям погрузиться в искусственную реальность, где они могут сражаться с монстрами, строить города и управлять космическими кораблями, не выходя из своей гостиной. Благодаря VR и AR границы между реальным миром и миром иллюзий, которые были довольно четкими, скажем, в фильме с Чаплиным, становятся размытыми. Как сказал Кевин Келли в книге «Неизбежное»: «Виртуальная реальность — это фальшивый мир, который кажется абсолютно аутентичным». И зачастую этот смоделированный мир оказывается намного красочнее и интереснее, чем действительность многих людей.
Именно в последнем обстоятельстве скрываются наиболее очевидные опасности имитации реальности. Современные видеоигры могут вызывать привыкание, из-за чего некоторые люди могут упустить возможность получить образование, социализацию и опыт работы. Но отрицательные стороны имитационных технологий кажутся незначительными по сравнению с преимуществами. Они делают доступным для многих людей ранее недоступный опыт, например, прослушивание оперы. Видеоигры, в которых есть насилие, подвергаются суровой критике, но они бесспорно, менее разрушительны, чем настоящее насилие, а некоторые социологи, например, Риган Мандрик из Университета Саскачевана, обнаружили, что они снимают стресс. В любом случае пока подражательные технологии остаются на уровне развлечений, их риски представляются ограниченными.
Но современные технологии имитации реальности представляют новую опасность. Одной из проблем является появление программ, с помощью которых можно создать реалистичную видео-имитацию известных людей и заставить «фальшивку» говорить или делать что угодно. Если симуляция станет неотличимой от реальности, все больше и больше людей будут отказываться верить чему-либо. Но даже эта технология может иметь полезное применение. Легенда футбола Дэвид Бекхэм снял видеоролик, чтобы привлечь внимание мировой общественности к проблеме малярии. Хотя Бекхэм говорил по-английски, алгоритм искусственного интеллекта создал впечатление, что он произносит слова на девяти языках. Да, подделка, но для благого дела.
Инженер-механик Массачусетского технологического института Томас Шеридан еще тридцать лет назад задал верный вопрос о потенциале виртуальной реальности: «Что добавляют новые технологические интерфейсы и как они влияют на чувства, помимо тех способов, которыми наше воображение стимулировалось авторами и художниками на протяжении веков?». Он дал три ответа. Во-первых, это новый уровень сенсорной информации: разрешение, цвет, качество звука, естественность движения становятся качественно иными. Во-вторых, возможность участия: человек способен контролировать свои действия и отвечать на стимулы или на информацию, которые поступают из искусственной реальности. В-третьих, зритель способен менять имитированную реальность по своему разумению.
Эти важные преимущества позволяют применять искусственную реальность для обучения. Формальные знания можно получить из книг и на официальных лекциях. Технологии имитации реальности легко могут заменить «живых» преподавателей на видео или онлайн-сессии, но опыт остается лекцией. Но есть и другая область знаний и умений, которым нельзя научить кроме как при непосредственной передаче знаний от учителя к ученику (от плотницкого дела до хирургии и игры на фортепиано). Здесь виртуальная реальность может дать больше, например, создать искусственных пациентов, на которых начинающие стоматологи и хирурги могли бы опробовать свои навыки с помощью высокоточной робототехники. Военная подготовка уже использует технологии такого рода — это дешевле, быстрее и безопаснее, чем традиционное обучение.
Одним из эффектов технологии виртуальной реальности является телеприсутствие. Этот термин был впервые предложен ученым из Массачусетского технологического института Марвином Мински в 1980 году. Идея в том, что вы можете работать не там, где находитесь, имеет очевидные преимущества для работника. Но и для экономики и экологии удаленная работа не менее выгодна: меньше затрат на офисную недвижимость, меньший износ автомобильных дорог, меньшее загрязнение воздуха и выбросы углекислого газа. Хотя некоторые высококвалифицированные профессии все еще требуют личного присутствия. Многие люди, от официантов и озеленителей до стоматологов, должны физически находиться на своем рабочем месте и лично взаимодействовать с предметами или людьми. Но современные технологии развиваются, и по мере того, как работники и клиенты будут все больше привыкать к телеприсутствию, появятся новые возможности для удаленной работы.
Старый способ занятости не исчезнет полностью. Самолеты по-прежнему будут собираться на огромных заводах. Но для все большего числа людей работа в офисе или даже на заводе может превратиться из необходимости в возможность. Медицина, право и образование будут разрабатывать новые системы предоставления своих услуг, как это уже сделала розничная торговля.
Технологии часто развиваются благодаря катастрофам, кризисам и сложностям. «Ничто так не способствует концентрации ума, как знание того, что через две недели тебя повесят», — считал Сэмюэл Джонсон. Covid-19 заставил нас научиться организовывать свою жизнь без физической близости друг к другу, причем в очень сжатые сроки. Для этого идеально подошли имитационные технологии, будь то Zoom, онлайн-покупки или развлечения. Система фабричного производства (а она касается всех сфер жизни, включая детские сады, обучение в школах, работу магазинов и многое другое) с регламентированным графиком формировалась не одно десятилетие. Поэтому нужно учитывать, что на адаптацию и отладку нового мира, который придет на смену этой системе, уйдут многие годы. Никто не хочет мира без личных контактов, социальных или экономических. Но мир с большим количеством возможностей станет лучше.
Сообщение Великая подделка: как цифровые достижения вывели имитацию на новую траекторию появились сначала на Идеономика – Умные о главном.