Сюзанна Бевес была молодой учительницей, работавшей в международной школе в Германии. Однажды она открыла подарок, который навсегда отбил у нее желание участвовать в игре «Тайный Санта». По ее словам, сам подарок, пасьянс, был бы довольно приятным в обычных обстоятельствах. Но к нему прилагалась записка. В ней говорилось, что Сюзанне решили подарить подарок, потому что она одинока, и у нее нет друзей.
«Это было ужасно», — вспоминает 57-летняя Бевес момент, когда она открыла подарок в комнате, полной 60 сотрудников. «Мне просто хотелось плакать, — говорит она. — Все были там, и все открывали подарки. Поэтому я знала, что человек, написавший эту записку, находится в комнате со мной».
Записка стала для меня полной неожиданностью. «Это было замечательное место работы с фантастическими людьми. И мне казалось, что мы все отлично ладили, и меня любили». До сих пор она понятия не имеет, от кого она была. Ее воспоминания об остальной части дня расплывчаты. «Я как будто вычеркнула это из памяти, — но она почти уверена, что выбросила подарок и записку сразу в мусорное ведро. — Я точно не забрала это домой».
Обмен анонимными подарками с коллегами призван стать своего рода предновогодним развлечением, способом поднять праздничное настроение. В лучшем случае вы получите небольшой, но продуманный подарок: возможно, что-то, что отсылает к шутке, понятной вам и коллегам. По-настоящему злобные подарки, подобные тому, что получила Бевес, встречаются редко. Но, по словам управляющего директора консалтинговой компании по управлению персоналом в Веллингтоне Шелли Пул, довольно часто подарки, задуманные как шутка, не попадают в цель. «Я не хочу быть «полицией веселья» в сфере управления персоналом, — поясняет она. — Потому что, если все сделать правильно, это может быть весело. Но я думаю, что иногда люди заходят слишком далеко и не думают о том, кто будет открывать подарки».
Выбирая подарок, Пул предостерегает от «шуток», особенно если вы подтруниваете над чьими-то недостатками, например, покупаете мыло или дезодорант для человека с сильным запахом тела. «Это может привести к тому, что некоторые люди почувствуют себя униженными, — говорит она. — Я видела, как из-за этого возникали обиды».
Когда кому-то дарят подарок, который должен вызвать смех, он может почувствовать давление и захотеть посмеяться вместе с коллегами, даже если в глубине души он расстроен. Так случилось с 59-летним Тони О’Брайеном, когда в молодости он принял участие в «Тайном Санте» на первой в жизни работе на полную ставку в государственной службе Северной Ирландии. В то время он жил со своей матерью, которая разводила собак.
«Одна из ее собак родила щенков, среди которых был белый боксер, что очень необычно, — вспоминает он. — Я решил оставить этого щенка себе». Тони не знал, что белые разновидности породы, как правило, более подвержены проблемам со здоровьем и темпераментом, и вот однажды вечером, во время прогулки, щенок укусил пожилую женщину за руку совершенно без всякой причины. Внезапная агрессия стала причиной усыпления щенка.
Тони поделился с коллегами своими переживаниями незадолго до Рождества. К его большому разочарованию, человек, выбравший его имя в лотерее «Тайный Санта», решил, что это хорошая история для шутливого подарка. О’Брайен получил шесть банок собачьего корма, упаковку пеленок для щенков и двух надувных собак. «Я пытался сделать вид, что понял шутку, но был в ужасе, — вспоминает О’Брайен. — Это ужасная история. И почему кому-то пришло в голову так легкомысленно к этому отнестись, особенно публично, мне совершенно непонятно».
Иногда даже самые благие намерения оказываются совершенно неуместны: 33-летняя Джорджи Голдштейн, работающая в сфере образования в Лондоне, долго смеялась, после того как открыла подарок от Тайного Санты: набор парных кружек. Надписи на кружках гласили «Доброе утро, красавица» и «Доброе утро, красавчик», и было очевидно, что они предназначены для Голдштейн и ее давнего партнера. Однако дарительница подарка не знала, что отношения Голдштейн закончились незадолго до обмена подарками. «Это был действительно ужасный подарок, который задел за живое, — говорит Голдштейн, — но я поняла, в чем тут юмор».
73-летняя Ребекка Йоргенсен, кинорежиссер из Женевы, тоже оценила юмор ситуации, приняв участие в «Тайном Санте», работая в компании по производству садовой мебели в Западном Голливуде. Обмен подарками состоялся на рождественской вечеринке, на которую ей и ее коллегам разрешили прийти с семьями: вместо того, чтобы покупать подарки для конкретных людей, любой, кто принес подарок, мог добавить его в большую кучу и взять один взамен. Йоргенсен привела своего девятилетнего сына Эллиота. Все должны были встать в круг и по очереди открыть свои подарки, и когда дело дошло до Эллиота, он открыл пару съедобных женских трусиков.
«Понятия не имея, что это такое, — говорит Йоргенсен, — он показал их всем и спросил: «Что мне с этим делать?». Когда до него вдруг дошло, что съедобное означает пригодное в пищу, на его лице появилось выражение абсолютного отвращения». К счастью, одна из коллег Ребекки, получившая пакетик изысканных орехов, быстро вмешалась и предложила обменяться подарками. «Так что все сложилось очень хорошо, — говорит Йоргенсен. — Никто так и не признался в покупке. Но это было очень-очень смешно».
Выбор подходящего подарка — не единственная проблема: реакция на него также может стать причиной конфликта. На собственном горьком опыте в этом убедился 62-летний Иэн из Солфорда, Большой Манчестер. Его ближайшая подруга по работе, которую он называл своей «женой-на-работе», не разговаривала с ним целый месяц после того, как он негативно отреагировал на магнитный пазл, который она подарила ему в рамках «Тайного Санты». Хотя пазл ему понравился, он недавно купил холодильник с пластиковым покрытием, поэтому, открыв его, он всем сказал, что подарок ему не подходит. «Она просто повернулась и испепелила меня взглядом, а я ответил: «А, это была ты, да?» — говорит Иэн. — Это действительно испортило атмосферу». Только в новом году, после того как Иэн несколько раз извинился, его подруга наконец простила его. «Мне пришлось изрядно поуговаривать ее», — говорит он. И он так и не осмелился рассказать ей, что, когда он принес подарок домой и попытался прикрепить его к холодильнику, он действительно прилип.
Пул, проработавшая в отделе кадров более 20 лет, говорит, что за карьеру ей приходилось сталкиваться со множеством жалоб, связанных с «Тайным Сантой». Обычно, если предложить коллегам обсудить проблему или извиниться, то все хорошо. Но она предупреждает: «Точно не выход — говорить кому-то, что у него пропало чувство юмора, потому что люди имеют право расстраиваться».
«В самых серьезных случаях, — как она добавляет, — я видела ситуации, когда жалобы удовлетворялись, потому что это могло быть расценено как домогательство. В очень мужской отрасли, где работало всего несколько женщин, одна из них уже дала понять коллегам, что ей не нравятся шутки на сексуальную тему. И в качестве подарка на Тайного Санту ей подарили набор для бондажа». В результате вся команда прошла обучение по вопросам предотвращения сексуальных домогательств.
Пул советует избегать подарков слишком личного характера и отмечает, что есть много вещей, которые, как вам кажется, можно подарить безобидно, например, шоколад. «Но если человек по какой-либо причине сознательно относится к выбору продуктов, это может быть сложно. То же самое касается алкоголя». Она рекомендует поговорить с кем-то, кто хорошо знает получателя подарка, о том, какой подарок ему подойдет.
Неудачные подарки на Тайного Санту могут остаться в памяти навсегда. О’Брайен считает: «Неудачные подарки в виде собак положили начало моему очень, очень циничному отношению к коллегам. Я действительно держался особняком. Я очень мало делился личной жизнью с кем-либо на работе». Получение подарка «подтолкнуло» его к решению перейти в другой отдел вскоре после этого, «потому что я больше не мог смотреть коллегам в глаза».
Не только О’Брайен столкнулся с негативным опытом участия в «Тайном Санте» на своей работе. «Было несколько других случаев неуместных, неприятных и злобных подарков, которые привели к решению государственной службы полностью запретить эту практику, — говорит он. — Люди использовали это как предлог, чтобы отомстить тем, кто им не нравился или с кем у них были разногласия».
Помимо полного запрета, вводятся и другие меры, включая обязательное раскрытие личности отправителя подарка или предоставление получателям возможности составить список желаемых подарков. Интересно, что Голдштейн возражает против списков желаний для «Тайного Санты», несмотря на то, что они могли бы уберечь людей от получения неудачного подарка. «В «Тайном Санте» вся прелесть в том, чтобы угадать, кто мог бы подарить тебе этот подарок, — говорит она. — Хотя получение парных кружек сразу после расставания было полным кошмаром, это на самом деле стало частью более интересной, приятной и забавной истории». Риск получить неудачный подарок — это «часть веселья», считает она.
Конечно, если подарок не является нападкой на вашу репутацию: Бевес отказалась участвовать в «Тайных Сантах» после того, как получила свой пасьянс, и уступила лишь спустя годы при условии, что на подарке будет указано имя дарителя. «Это меня очень расстроило», — вспоминает она. В целом, она с опаской относится к дарению подарков, что, по ее признанию, может быть просто связано с возрастом и нежеланием накапливать вещи, но она говорит, что ее опыт с «Тайным Сантой» «вполне возможно» усугубил это мнение.
«По большей части, игра в «Тайного Санту» — это дарение ради самого дарения, — говорит Бевес. — Я, честно говоря, не вижу в этом смысла».
Сообщение Злой Санта: как не превратить подарки в обиды и манипуляции появились сначала на Идеономика – Умные о главном.