В бубен: чему шаманы научили бы психотерапевтов

В бубен: чему шаманы научили бы психотерапевтов На протяжении всей долгой истории люди испытывали сильные чувства неконтролируемого страха. Сегодня у нас есть сложные лекарства, которые помогают справиться с паникой. Они действуют быстро и могут вызывать успокаивающее или даже эйфорическое состояние, что увеличивает риск развития как психологической, так и физической зависимости. Но хотя препараты относительно новы, такие проблемы существует очень давно. Так что
Сообщение В бубен: чему шаманы научили бы психотерапевтов появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

В бубен: чему шаманы научили бы психотерапевтов

На протяжении всей долгой истории люди испытывали сильные чувства неконтролируемого страха. Сегодня у нас есть сложные лекарства, которые помогают справиться с паникой. Они действуют быстро и могут вызывать успокаивающее или даже эйфорическое состояние, что увеличивает риск развития как психологической, так и физической зависимости. Но хотя препараты относительно новы, такие проблемы существует очень давно. Так что же делали люди в иные времена, в других цивилизациях и ситуациях, когда паниковали?

Некоторых людей, страдавших паническими атаками, сжигали на костре как ведьм или обвиняли в одержимости демонами или злыми духами. Но верно и то, что явление паники в медицинском ключе стали изучать гораздо раньше, чем можно подумать. Греческие врачи, такие как Гиппократ в V веке до н. э., описывали симптомы, напоминающие современные панические атаки: учащенное сердцебиение, головокружение и обмороки, но относили их к более широкому состоянию, известному как «истерия».

Позднее, в «Каноне врачебной науки» в 1025 году, Авиценна описал формы внезапного страха и тревоги как часть нейропсихологических расстройств. Хотя его объяснения по-прежнему сочетали в себе физические и духовные аспекты, этот труд заложил основу для более тонкого понимания психического здоровья. Он писал: «Движения души начинаются в сердце и проявляются в теле», обозначая глубокую взаимосвязь между разумом и физиологией. Ибн Сина также обсуждал то, что называют психосоматическими заболеваниями, отмечая: «сильные эмоции могут изменять пульс и цвет лица». Его целостный подход о том, что эмоциональные и духовные состояния напрямую влияют на физическое здоровье предвосхитил принципы современной психосоматической медицины почти на тысячелетие.

Помимо Ибн Сина существовало много людей, которые внесли свой вклад в лечение психических заболеваний, задолго до появления современной медицины. Например, трепанация, процесс сверления, выскабливания или прорезания отверстия в черепе человека при его жизни. Хотя эта практика не была эффективна при лечении панических атак или других психических расстройств, она была успешной почти в половине случаев при лечении физических состояний, таких как внутричерепное давление. Мы до сих пор используем модернизированную версию трепанации, известную как краниэктомия, для снижения внутричерепного давления, но с использованием более совершенных инструментов и в стерильных условиях.

Однако когда дело касается панических атак, применение силы никогда не было эффективным решением. Во многих культурах наиболее эффективным подходом было помочь разуму расслабиться. И для большинства людей это означало просто поднять настроение.

Многие народы и общества понимали, что «поднятие настроения» тесно связано с чувствами, особенно со слухом и зрением. Прослушивание чего-то успокаивающего часто приносит утешение. Созерцание успокаивающих или знакомых образов способствует расслаблению. В некоторых случаях интенсивный или активирующий сенсорный образ может быть использован для того, чтобы вывести человека из состояния паники.

Ритуал предоставляет структурированное пространство для эмоциональной разрядки и переосмысливает страдания как нечто значимое, а не постыдное.

Например, на протяжении многих веков на африканском полуострове Сомали и в таких странах Ближнего Востока, как Египет и Йемен, ритуал Зар представлял собой коллективную церемонию исцеления, практикуемую преимущественно женщинами. Он бы направлен на симптомы, очень похожие на современные диагнозы панических и тревожных расстройств: одышку, стеснение в груди, дрожь и диссоциативные эпизоды. Однако, вместо того чтобы считать эти переживания чисто психологическими, традиция Зар интерпретирует их как признаки одержимости беспокойным духом.

Страдающий от недуга, обычно женщина, часто обремененная эмоциональными или социальными ограничениями, становится центром интенсивной, ритмичной церемонии, включающей барабанный бой, благовония, танцы и песнопения. Она может войти в транс, во время которого может дрожать, плакать или говорить другим голосом, что воспринимается как проявление духа. Однако, в глубине души, ритуал служит мощной психологической цели: он предоставляет структурированное пространство для эмоционального освобождения, общественного признания и переосмысления страдания как чего-то значимого, а не постыдного.

А вдали от Африки, среди эвенков Сибири, шаманы также издавна использовали игру на барабанах, песнопения и транс для преодоления того, что психиатрия называет паникой, диссоциацией или травмой. Человек, испытывающий сильный страх, повторяющиеся видения или эмоциональный паралич, не будет считаться психически больным, а скорее тем, кого «призывают духи». В священном ритуале шаман использует большой овальный барабан или «коня-духа», чтобы войти в транс, иногда вводя в него и страдающего человека. В этом состоянии человек может персонифицировать свой страх и начать реинтегрировать пережитое через историю, ритм и движение. Сообщество не изолирует человека, а воспринимает это событие как нечто значимое.

В Древнем Египте исцеление также никогда не было чисто физическим: оно было ритуальным, музыкальным и символическим. Даже когда симптомы проявлялись исключительно физически, египетские врачи часто говорили о «печали в сердце», как о возможной причине сердечно-сосудистых заболеваний, описывая состояния, при которых «сосуды сердца сужаются». В одном из самых ранних известных медицинских текстов, папирусе Эберса (ок. 1550 г. до н. э.), упоминаются методы лечения «трепетания сердца», вероятно, подразумевая эпизоды, похожие на тревожные. Исцеление происходило в священных местах, где повторение, ритм и ароматы работали вместе, восстанавливая гармонию между телом и ка, жизненным духом.

А что, если бы мы переориентировали ритм, сенсорную информацию и не вызывающие привыкания методы успокоения ума?

Замечаете закономерность? Все эти старые методы лечения в значительной степени опирались на ритм, звук, визуальную стимуляцию и поддержку общества. Эти элементы были не просто культурными причудами. Они были неотъемлемой частью процесса исцеления. И все же во многих современных методах лечения они практически отсутствуют.

Сегодня некоторые исследования бензодиазепинов оценивают зависимость у 15–44% длительно употребляющих их, в зависимости от дозировки, длительности и индивидуального анамнеза, всего через три–шесть недель ежедневного приема. Синдром отмены может быть тяжелым, вызывая рецидив тревожности, панические атаки, тремор и, в редких случаях, судороги. Некоторые исследования даже предполагают тревожную связь между длительным приемом препаратов и последующим злоупотреблением опиоидами или алкоголем, особенно среди уязвимых групп населения.

Все это поднимает важный вопрос: что, если вернуться назад, не во времени, а в принципе? Что, если заново сосредоточиться на ритме, сенсорном восприятии и не вызывающих привыкания методах успокоения ума?

В 2024 году я работала над проектом по исследованию мозга совместно с Майяр Ашраф, изучая использование моделирования волн сна для лечения панических атак. Волны сна — это паттерны электрической активности мозга, возникающие на разных стадиях сна. Мы можем измерить их с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). Эти волны отражают разные уровни активности мозга: некоторые глубокие и медленные, другие легкие и быстрые. Мы изучали, может ли синхронизация мозговых волн, посредством внешних слуховых и визуальных паттернов, имитирующих частоты сна, перевести мозг в более спокойное состояние. Хотя этот подход все еще находится в стадии изучения, он напоминает модернизированную форму того, чего когда-то достигали наши африканские предки с помощью барабанов, песнопений и транса. Но на этот раз речь идет не о духах, а о нейронах. Тем не менее в этом способе есть определенное сходство.

Все большее число клинических психологов сегодня используют групповые сеансы ритмичного дыхания, иногда в сочетании с игрой на барабанах или гудением, чтобы помочь пациентам с паническими и тревожными расстройствами. Одним из таких методов, вдохновленный церемониями исцеления коренных народов, является холотропное дыхание. Это структурированная техника быстрого дыхания, разработанная в Соединенных Штатах в 1970-х годах психиатром Станиславом Грофом. Холотропное дыхание опирается на шаманские и духовные традиции, обнаруженные среди коренных народов бассейна Амазонки, североамериканских племен и культур степей Центральной Азии, где ритмичный бой на барабанах, контроль дыхания и песнопения использовались для достижения измененных состояний сознания для исцеления и эмоционального освобождения. Участники лежат на ковриках в спокойном, затемненном пространстве, ритмично дышат под ровный бой на барабанах или музыку, и их поощряют выражать все, что возникает. Разрешены плач, дрожь и вокальное освобождение. Фасилитаторы обеспечивают руководство на протяжении всего ритуала.

Холотропное дыхание остается спорным вопросом в традиционной психиатрии, но возвращение к сенсорным и коллективным методам исцеления — это не регрессия, а реинтеграция. Наука может извлекать уроки из истории человечества, не отказываясь от клинической строгости, и признавать, что древние практики часто содержали как эмпирические истины, так и неверные толкования. То, что Гиппократ считал истерией, а шаманы — духовным кризисом, вполне может быть связано с тем, что мы сейчас понимаем как нарушение регуляции нервной системы. Ритм, движение и звук работают не благодаря магии, а потому, что они задействуют блуждающий нерв, стимулируют нейропластичность и восстанавливают равновесие в перегруженном мозге.

Итак, представьте себя в той древней обстановке, но теперь с ЭЭГ-шапочками и процессорами сигналов, рядом с благовониями и барабанами. Будущее лечения паники, возможно, заключается не в борьбе между прошлым и настоящим, а в понимании того, как они могут удовлетворить одну и ту же человеческую потребность: чувствовать себя в безопасности, быть увиденным и успокоенным. В этом смысле история — это не просто фон для исследования паники, это карта. И мы наконец-то учимся ее читать.

Сообщение В бубен: чему шаманы научили бы психотерапевтов появились сначала на Идеономика – Умные о главном.