Тот же мозг, а опыт разный: как вернуть любовь к обучению

Тот же мозг, а опыт разный: как вернуть любовь к обучению Я до сих пор помню задание, где учитель истории попросил нас создать «артефакт» о любой исторической личности по нашему выбору. Я выбрала Иисуса и провела несколько часов в школьной библиотеке, пролистывая книги, где он упоминается. В итоге я сделала мини-книгу с нарисованными от руки иллюстрациями. Я была полностью поглощена процессом, и это остается одним из
Сообщение Тот же мозг, а опыт разный: как вернуть любовь к обучению появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Тот же мозг, а опыт разный: как вернуть любовь к обучению

Я до сих пор помню задание, где учитель истории попросил нас создать «артефакт» о любой исторической личности по нашему выбору. Я выбрала Иисуса и провела несколько часов в школьной библиотеке, пролистывая книги, где он упоминается. В итоге я сделала мини-книгу с нарисованными от руки иллюстрациями.

Я была полностью поглощена процессом, и это остается одним из моих любимых школьных проектов. (Хотя я ужасно справилась с выборкой исторических фактов из более поздних дополнений и получила плохую оценку!)

Другое воспоминание из того же времени касается того, как я часами сидела в спальне, пытаясь решить математические уравнения, и ненавидела каждую секунду этого процесса.

Тот же мозг, те же временные вложения, совершенно другой опыт.

Почему иногда нам нравится учиться, а иногда мы с нетерпением ждем возможности сбежать и заняться чем-то другим? Как это влияет на качество обучения? И что можно с этим поделать?

Когда мозг говорит «Да!»

Когда нам что-то искренне интересно, мозг вырабатывает дофамин — тот же нейромедиатор, который участвует в других приятных событиях. Это создает позитивный цикл: любопытство ведет к исследованию, которое, в свою очередь, приводит к открытию, что стимулирует выработку дофамина и побуждает нас продолжать.

Но эта система работает только тогда, когда мы чувствуем себя в безопасности, исследуя что-то новое. Когда обучение кажется нам опасным, то есть когда мы боимся потерпеть неудачу или что нас осудят, мозг переключается в режим выживания.

Префронтальная кора головного мозга, отвечающая за комплексное мышление, в условиях стресса становится менее эффективной. Математическая задача перестает быть головоломкой, которую нужно решить, и превращается в нечто, требующее терпения.

Компонентом, который превращает обучение из угрозы в возможность, является активность: когда у нас есть уверенность и некоторая самостоятельность в отношении того, что мы изучаем и как мы это изучаем, и мы понимаем, почему это делаем.

Но что изначально формирует наше чувство самостоятельности? Понимание этого поможет нам создать лучшие условия для любви к учебе. На наш опыт обучения влияют три ключевых фактора:

Биологические факторы. Ваше тело влияет на способность к обучению сильнее, чем вы думаете. Сон, питание и окружающая среда влияют на ваше отношение к учебе. Гормоны стресса могут ухудшать формирование памяти, но правильный уровень бдительности подготавливает мозг к обучению.
Психологические факторы. Разница между любопытством и страхом перед ошибками определяет, воспринимаете ли вы неудачи как возможности для обучения. Негативный опыт прошлого может вызывать страх неудач, который заставляет вас избегать трудностей.
Социальные факторы. Обучение редко происходит в изоляции. Ожидания и обратная связь, которые вы получаете (то учителя, руководителя, коллеги или членов семьи), формируют отношение к обучению. Культурные установки относительно интеллекта также влияют на то, считаете ли вы обучение естественным человеческим поведением или чем-то, доступным только «умным людям».

Когда ваша биология, психология и социальное окружение находятся в позитивном взаимодействии, учеба становится интереснее. Вы лучше усваиваете информацию, мыслите творчески и преодолеваете трудности. Но когда эти факторы работают против вас, вы склонны воспринимать информацию поверхностно и быстро сдаетесь.

Со временем эти закономерности усугубляются! Ранний позитивный опыт укрепляет уверенность, а негативный может создать противоположную тенденцию, приводя к избеганию и укрепляя убеждение, что вам не нравится учиться.

5 шагов, чтобы снова полюбить учебу

Ваше отношение к обучению можно изменить. Исследования нейропластичности показывают, что мы можем изменить реакцию на обучение. Ключ к успеху — начать с малого и наращивать позитивный импульс. Вот пять практических шагов, которые вы можете попробовать:

Пересмотрите отношение. Поймите, что ненависть к математике не означает, что вы ненавидите учиться — возможно, вы просто ненавидите, как вас этому учили. Сосредоточьтесь на том, как вы учитесь, а не только на том, чему вы учитесь.
Проводите небольшие эксперименты. Пробуйте разные подходы, чтобы найти то, что подходит именно вам: визуальные диаграммы, обсуждение задач вслух или совместная работа. Меняйте обстановку, время и методы.
Практикуйте метапознание. Обращайте внимание на ощущения. Отслеживайте, что вас заряжает энергией, а что — истощает. Обращайте внимание на моменты, когда вы чувствуете интерес или скуку. Определите оптимальную зону обучения — не настолько легкую, чтобы вам стало скучно, но и не настолько сложную, чтобы вы не выбились из сил.
Учитесь вместе с другими. Найдите обучающее сообщество, учебную группу или возможности обучать других. Делитесь своими трудностями, задавайте вопросы и вместе радуйтесь открытиям, в том числе тому, что вы узнали о себе.
Сосредоточьтесь на развитии. Речь идет о том, чтобы воспринимать ошибки как новые данные и концентрироваться на том, чему вы научились, а не на том, как вы себя проявили. Простой способ сосредоточиться на развитии — отслеживать свой прогресс с помощью целенаправленных, постоянных, отслеживаемых действий, а не измерять успех с помощью целей SMART-подхода.

Ваши отношения с учебой формируются биологическими, психологическими и социальными факторами, на которые вы можете влиять. Просто выберите один небольшой эксперимент по обучению и проведите его на этой неделе, обратите внимание на свои ощущения и корректируйте по мере продвижения.

Понимая, что делает обучение приятным, и экспериментируя с различными подходами, вы сможете восстановить позитивное отношение к обучению.

Сообщение Тот же мозг, а опыт разный: как вернуть любовь к обучению появились сначала на Идеономика – Умные о главном.