Искусство выдоха: как дыхательные практики стали новой медитацией

Искусство выдоха: как дыхательные практики стали новой медитацией Идея занятий по дыхательным практикам может показаться несколько абсурдной. Дыхание — это то, что мы умеем делать с рождения, оно происходит подсознательно, даже во сне. Однако занятия, обучающие дыханию, проводятся повсюду, от Бруклина до Бангкока, в пятизвездочных отелях и скромных студиях в закоулках. Техники весьма разнообразны. Существуют попеременное дыхание через ноздри и другие практики йогической
Сообщение Искусство выдоха: как дыхательные практики стали новой медитацией появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Искусство выдоха: как дыхательные практики стали новой медитацией

Идея занятий по дыхательным практикам может показаться несколько абсурдной. Дыхание — это то, что мы умеем делать с рождения, оно происходит подсознательно, даже во сне. Однако занятия, обучающие дыханию, проводятся повсюду, от Бруклина до Бангкока, в пятизвездочных отелях и скромных студиях в закоулках.

Техники весьма разнообразны. Существуют попеременное дыхание через ноздри и другие практики йогической пранаямы, успокаивающие нервную систему, например, дыхание уджайи, имитирующее шум океанских волн. Другие методы, такие как капалабхати — серия быстрых, энергичных выдохов, — возбуждают и наполняют тело энергией. Какой бы подход ни использовался, дыхательные практики обладают особой привлекательностью, особенно в нынешнюю цифровую эпоху, когда жизнь кардинально изменилась. Даже по сравнению с медитацией, основанной на мыслях, контроль дыхания дает важнейшую опору: интуитивно понятную, неопровержимую истину собственных ощущений.

Будучи увлеченной поклонницей здорового образа жизни, я перепробовала практически все существующие методы, чтобы усмирить беспокойный ум. На сеансах терапии мне посоветовали наблюдать за мыслями, словно за проплывающими облаками или фильмом, или отгородиться от всего, что провоцирует «негативные ощущения». Концептуально это сработало, но эмоционально не повлияло на меня. «Ну и дерьмовый фильм», — ворчала я, все еще изнемогая от напряжения.

Я пробовала аффирмации, но они в основном заставляют меня чувствовать себя слащавой или, что еще хуже, обманщицей. Попытки успокоить себя записями Луизы Хей («Я излучаю уверенность и мужество») лишь наводили на мысли о бредовом состоянии. К тому времени, как я дошла до «Принимаю все части себя без осуждения», мой внутренний критик уже бунтовал.

Я также попробовала 10-дневный ретрит випассаны в тишине, включающий более девяти часов ежедневной сидячей медитации. Во время этих сессий вы сидите «с сильной решимостью», где запрещено даже легкое ерзание, это грубая конфронтация с темной материей ума. В отличие от других видов медитации, использующих визуализацию — божеств, образов или будущих «я», — випассана тренирует концентрацию только на том, что есть в настоящем: на ощущении воздуха у верхней губы, на зуде между пальцами, на звуке проезжающей машины. Это сработало, в конечном итоге вызвав невероятный телесный кайф и ощущение, что жизнь резко сфокусировалась. Но только к девятому дню я почувствовала что-то, кроме скуки и боли.

Прелесть дыхательных упражнений в том, что всего за несколько вдохов вы можете изменить физиологическое состояние. Медленное, глубокое диафрагмальное дыхание посылает сигнал нервной системе переключиться из симпатического режима «бей или беги» в парасимпатический режим покоя, активируя вентральную вагальную систему. Вы не просто думаете о расслаблении, вы командуете своему телу перейти в него.

Во всем мире индустрия здорового образа жизни переживает бурный рост. По данным Global Wellness Institute, в 2023 году ее объем оценивался в 6,32 триллиона долларов, что примерно на 25% больше, чем в 2019 году. Она охватывает уход за собой и косметику, питание и снижение веса, физическую активность, а также медитацию и осознанность. Прогнозируется, что к 2028 году ежегодный рост составит 7,3%, достигнув почти 9 триллионов долларов. Расходы на медитацию и осознанность, включая расходы на занятия, ретриты, приложения, книги и видео, выросли более чем вдвое с 2019 года, достигнув 6,5 миллиарда долларов. Начало 2010-х годов также стало прорывным периодом в этой сфере, ознаменованным запуском приложений для медитации Headspace Inc. и Calm — «единорогов» в сфере психического здоровья, каждое из которых было скачано более 100 миллионов раз.

Хотя практики, ориентированные на разум, остаются полезным инструментом, современный подход к хорошему самочувствию связан с телом. Поскольку люди жаждут тактильных ощущений, наблюдается рост популярности соматических, или телесных, практик, включая гонговые ванны, хрустальные поющие чаши, сканирование тела и дыхательные практики.

Дыхательная практика берет начало в древних ведических, даосских и буддийских упражнениях, которые практикуются тысячелетиями. Однако ее популярность в западной культуре в последнее время возросла благодаря бестселлеру 2014 года «Тело ведет счет», в котором Бессел ван дер Колк утверждает, что, поскольку психологическая травма остается в теле, ему тоже необходимо исцеление. Дыхательные практики непосредственно применяют эту концепцию. Более продолжительное и полное дыхание снижает возбуждение коры головного мозга и повышает альфа- и тета-активность. Это, в свою очередь, раскрывает подсознание, позволяя подавленным эмоциям выйти на поверхность и высвободиться.

Каково оптимальное стандартное дыхание? Джеймс Нестор, автор книги «Дыхание: новая наука утраченного искусства», советует: «Вдыхайте примерно 5,5 секунд, затем выдыхайте также 5,5 секунд. Это 5,5 вдохов в минуту, что в сумме составляет около 5,5 литров воздуха».

Чтобы улучшить свои навыки дыхания, я записалась на занятия к Маноджу Диасу, соучредителю студии осознанности и приложения Open. Компания, которая с момента запуска пять лет назад привлекла 14,5 миллионов долларов, обучает дыхательным практикам и движениям тела онлайн и очно в своей студии на Венис-Бич в Лос-Анджелесе. Диас также подбирает места в Нью-Йорке и недавно провел месяц в отеле Upper House в Гонконге, где я посещала занятия вместе с примерно двумя десятками человек.

Пока мы лежали на ковриках, словно посетители, с нетерпением ожидающие захватывающего спиритического сеанса у камина, Диас объяснил нам трехчастный ритм дыхания, которому мы будем следовать в течение следующего часа: два коротких вдоха, один длинный выдох. Он предупредил, что судороги в руках — обычное дело. «В итоге вы можете даже показывать тайные знаки, — пошутил он, а затем призвал нас отказаться от размышлений. — Не пытайтесь понять. Не пытайтесь анализировать».

Перед занятием я встретилась с Диасом, чтобы обсудить принципы работы данной техники. Он противопоставляет дыхательные практики медитации. «Медитация часто не имеет прямой обратной связи. Сложно понять, работает ли она, — говорит он. — Дыхательные практики же обеспечивают прямое и мгновенное изменение состояния. Уже после одного сеанса можно почувствовать ощутимые изменения в теле».

Диас отчасти объясняет возросший интерес к дыхательным практикам технологическим веком и развитием искусственного интеллекта. «Люди все больше и больше увлекаются этим, и мы теряем интеллект, живущий в нашем теле, — говорит он. — Все это было верно и до появления искусственного интеллекта, но с течением времени его развитие будет набирать обороты».

Его мысль попала в точку. В последнее время сложно отличить, где кончается реальность, а начинается искусственность. Я смотрю на телефоне потрясающий видеоролик, где стая китов выпрыгивает из воды рядом с лодкой (реальный), а затем безобидная на вид лужа целиком поглощает скутер вместе с водителем (мусор, созданный искусственным интеллектом). Алгоритмы выдают видео и картинки людей со странными руками и кожей, слишком бледной, чтобы быть реальными, вызывая тревогу. Это заставляет меня сомневаться не только в том, что правда на экране, но и в том, что правда для меня самой. Дыхание становится точкой отсчета, проверкой: «Пожалуйста, подтвердите, что вы человек».

Несколькими неделями ранее я была в студии Samadhi в Бруклине, «созданной для глубокого телесного исследования». Студия открылась в апреле, и ее программа обучения включает в себя дыхательные практики, а также занятия по звуку, медитации и танцам.

Я прошла за плотную занавеску у входа в студию и вдоль ее изогнутых стен, где класс был залит розовым сиянием. «Дыхание — один из немногих инструментов, доступных человеку, способных служить порталом из сознания в подсознание», — начала преподавательница. В перерывах между раундами позы «собака мордой вниз» она побуждала меня кататься по коврику, размахивать конечностями во все стороны и извиваться у стены. Занятие закончилось несколькими медленными вдохами и выдохами.

«Разум очень коварен, правда? — говорит владелица Samadhi Кристин Блэкберн. — Люди чувствуют себя совершенно оторванными от собственной интуиции, и это создает настоящий внутренний хаос. С помощью психологической терапии в какой-то момент начинаешь чувствовать, что говоришь сам с собой по кругу. Ты можешь убедить себя в чем угодно. Ты можешь убедить другого человека, даже своего терапевта».

Блэкберн говорит, что настройка на сигналы тела может изменить жизнь. «Как только вы почувствуете это благодаря такой телесной работе, она действительно воссоединит вас с интуицией, и, я думаю, это поможет вам ориентироваться в мире, — говорит она. — Это то, чего хотят люди».

Однако некоторые виды дыхательных упражнений мне не подходят. Говорят, что гипервентиляция при холотропном дыхании может вызывать состояния, сравнимые с психоделиками, но после многочисленных попыток у меня возникали головокружение и головная боль, пробуждая неприятные воспоминания о детских истериках.

Непальско-тибетский буддийский монах Йонге Мингьюр Ринпоче уверяет всех, кто интересуется этой практикой, что для получения пользы от дыхательных упражнений не требуется никакой специальной техники. В сентябре известный учитель медитации выступил на конференции Dragonfly Summit в Бангкоке (оздоровительной конференции выходного дня, которую посетили 3000 человек), чтобы продемонстрировать, насколько простым и незатейливым может быть сеанс дыхательных упражнений. «Когда вы наблюдаете за своим дыханием, приходят мысли о пицце, — сказал он. — Выдох — пицца. Вдох — еще одна. Выдох: что мне делать через два дня? Вдох: что будет на обед?»

По аудитории прокатился смех. «Отбросьте предубеждения, — сказал он, — и суть работы и жизни станет ясна».

Дыхательная практика стала, по крайней мере, отчасти моим ответом на то, как ориентироваться в этом безумном мире. У меня есть друзья, которые находят медитацию в танцах или серфинге, но эти стратегии малоэффективны при напряженной стычке с неприятным незнакомцем в метро. Сила дыхательной практики в том, что ее можно взять с собой. Где бы вы ни находились, всегда можно удлинить выдох. Она не требует веры или интеллектуального одобрения; она лишь предлагает простую, проверяемую истину: вы здесь и вы дышите. В мире бесконечной, ускоряющейся абстракции это единственный факт, который мне всегда доступен.

Сообщение Искусство выдоха: как дыхательные практики стали новой медитацией появились сначала на Идеономика – Умные о главном.