Кевин Келли: писатели будут платить за то, чтобы их читал ИИ

Кевин Келли: писатели будут платить за то, чтобы их читал ИИ Некоторые авторы считают, что компании, работающие с ИИ, должны платить за обучение искусственного интеллекта по их книгам. Но я думаю, что скоро ситуация перевернется. Авторы будут платить компаниям, чтобы их книги были включены в обучающие данные для ИИ. Авторы (и их издатели) будут платить, чтобы влиять на ответы и услуги, предоставляемые ИИ. Если вашу работу
Сообщение Кевин Келли: писатели будут платить за то, чтобы их читал ИИ появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Кевин Келли: писатели будут платить за то, чтобы их читал ИИ

Некоторые авторы считают, что компании, работающие с ИИ, должны платить за обучение искусственного интеллекта по их книгам. Но я думаю, что скоро ситуация перевернется. Авторы будут платить компаниям, чтобы их книги были включены в обучающие данные для ИИ. Авторы (и их издатели) будут платить, чтобы влиять на ответы и услуги, предоставляемые ИИ. Если вашу работу не оценил ИИ, она, по сути, останется неизвестной.

Недавно компания Anthropic, занимающаяся разработкой искусственного интеллекта, согласилась выплатить авторам книг штраф в размере 1,5 миллиарда долларов за незаконное использование их работ. Некоторые авторы подали на Anthropic в суд за использование теневой библиотеки из 500 000 книг, содержащей цифровые версии книг. Все они были собраны библиотекарями-пиратами, мечтающими сделать книги доступными для всех. Anthropic скачала копию незаконной библиотеки, рассчитывая использовать ее для обучения своих программ, но, согласно судебным документам, они так и не использовали книги для обучения выпущенных ими моделей ИИ. Даже если Anthropic и не использовала конкретную библиотеку, она использовала нечто похожее, как и все остальные передовые коммерческие модели.

Однако судья наложил штраф за изготовление несанкционированных копий книг, защищенных авторским правом, независимо от того, использовались они или нет. Авторам всех скопированных книг была присуждена компенсация в размере 3000 долларов за каждую книгу в библиотеке.

Судебные администраторы по этому делу, известному как «Бартц и др. против Anthropic», опубликовали на специальном сайте список затронутых книг с возможностью поиска. Любой желающий может поискать в базе данных, чтобы узнать, входит ли конкретная книга или автор в эту пиратскую библиотеку, и, конечно же, полагается ли ему компенсация. Мой опыт работы с подобными коллективными исками показывает, что деньги крайне редко доходят до простых людей. Большая часть гонораров тратится на адвокатов. Я заметил, что в данном случае только половина суммы, выплаченной за книгу, фактически достается автору. Остальные 50% — издателям. Возможно. А если это учебник, то шансы получить хоть что-то мизерны.

Как автор книг, я проверил список в разделе антропологии и обнаружил, что четыре из пяти моих книг, опубликованных в Нью-Йорке, включены в эту библиотеку. Для меня большая честь быть автором книг, обучающих искусственный интеллект, который я теперь использую каждый день. Мне приятно, что мои идеи могут достичь миллионов людей благодаря работе искусственного интеллекта. Могу представить, как некоторые авторы были разочарованы тем, что их книги не попали в эту библиотеку.

Однако компания Anthropic утверждает, что не использовала ее для обучения ИИ. Возможно, они использовали другие библиотеки, и эти данные могли быть «законными» в том смысле, что за них платили, а может, и нет. Законность использования оцифрованных книг в каких-либо целях до сих пор остается спорным вопросом. Например, Google оцифровывает книги для поиска, но в результате показывает только небольшие фрагменты. Могут ли они использовать ту же цифровую копию для обучения ИИ? Вердикт по вышеуказанному делу гласит, что да, использование копии книги для обучения ИИ является законным, если она была получена добросовестным путем. Anthropic была оштрафована не за обучение ИИ на книгах, а за то, что у нее были копии книг, за которые она не заплатила.

Это лишь первый из множества вопросов, которых, очевидно, в будущем станет больше, поскольку теперь ясно, что авторское право не может охватить это новое использование текста. Защита копий текста, которую обеспечивают положения об авторском праве, на самом деле не работает в обучении и подготовке. ИИ не нужно хранить копию. Ему достаточно прочитать ее один раз. Копии не имеют значения. Нам, скорее всего, потребуются другие виды прав и лицензий на интеллектуальную собственность, например, право на ссылку или что-то подобное. Но вопрос права лишь отвлекает от главного. Появилась новая аудитория читателей — искусственный интеллект.

Постепенно мы накопим передовой опыт в области обучения и подготовки ИИ. Отбор материалов, используемых для обучения агентов ИИ, дающих нам ответы, станет важнейшим фактором при принятии решения о том, будем ли мы использовать программы и полагаться на них. Будут клиенты, пусть и не большинство, которые захотят, чтобы ИИ обучались по материалам, соответствующим их политическим взглядам. Убежденные консерваторы, возможно, захотят, чтобы ИИ был обучен на данных, совпадающих с их позицией: он будет давать ответы на спорные вопросы так, как им удобно. Убежденные либералы захотят, чтобы ИИ обучался на либеральных принципах. Большинству людей это неважно: просто нужен «лучший» ответ или самый надежный сервис. Мы знаем, что ИИ отражает то, чему его обучали, и что его можно «тонко настроить» с помощью человеческого вмешательства, чтобы он выдавал ответы и услуги, которые нравятся пользователям. Проводится множество исследований, посвященных подкреплению его поведения и управлению мышлением.

Полмиллиона книг — это звучит как огромное количество книг, на которых можно учиться, но в мире уже много миллионов книг, которые ИИ не читал, потому что их авторский статус неясен или неудобен, или они написаны на малораспространенных языках. Обучению ИИ далеко до завершения. Формирование собрания возможных источников вдохновения само по себе станет наукой и искусством. Когда-нибудь ИИ действительно прочтет все, что написали люди. Наличие всего 500 000 книг в базе знаний скоро покажется странным. Но это также показывает, насколько важным может быть включение в эту небольшую выборку. И это главная причина, по которой авторы в итоге захотят, чтобы их произведения использовались в обучении ИИ уже сейчас.

Молодые люди и те, кто первый стал увлеченно изучать возможности ИИ, быстро адаптировались к тому, что есть такой помощник, что всегда на связи. Все большая часть неосязаемой жизни проходит через ИИ, и не выходит за его пределы. По мере того как модели ИИ становятся все более надежными, молодые люди все больше доверяют его суждениям. В моей жизни происходит что-то похожее. Я давно перестал сомневаться в калькуляторе, затем перестал сомневаться в Google, а теперь обнаружил, что большинство ответов современных ИИ довольно надежны. ИИ становится арбитром истины.

Агенты ИИ используются не только для ответов, но и для поиска, понимания и предложения чего-либо. Если ИИ не знает о чем-то, это равносильно тому, что этого не существует. Авторам, отказавшимся от работы с ИИ, станет очень сложно добиться успеха. Сегодня есть творцы, которые вообще не представлены в цифровом формате: вы не сможете найти их в интернете, их работы нигде не представлены. Они редки и составляют меньшинство. Как любит говорить Тим О’Рейли, сегодня для большинства авторов проблема не в пиратстве (нелегальном копировании), а в безвестности. Добавлю, что проблемой для создателей будущего будет не имитация (копирование с помощью ИИ), а именно безвестность.

Если ИИ станет арбитром истины, и если то, на чем его обучали, будет иметь значение, то я хочу, чтобы мои идеи и творческий труд стали определяющими в этом процессе. Я бы очень хотел, чтобы ИИ обучался именно на моих работах. Какой автор этого не хотел бы? Я хочу, чтобы мое влияние распространилось на миллиарды людей, которые ежедневно обращаются к ИИ. Возможно, я даже готов за это заплатить или, по крайней мере, сделать все возможное, чтобы способствовать внедрению своих идей в сознание ИИ.

Можно представить это по-другому: сейчас формируется среда, где аудитория читателей, особенно научно-популярных книг, сместилась от людей к ИИ. Если вы пишете книгу сегодня, нужно помнить, что вы пишете ее в первую очередь для ИИ. Именно эти программы будут читать ее наиболее внимательно. Они будут читать каждую страницу слово за словом, все сноски, ссылки, библиографию и послесловие. Они также прочитают все ваши книги и послушают все ваши подкасты. Вряд ли какой-либо человек прочет вашу работу так же внимательно, как это сделает ИИ. Усвоив ее, ИИ совершит волшебную вещь: объединит ваш текст со всеми другими прочитанными им текстами, определит его место, поместит среди всех других знаний мира. Это то, что не может сделать ни один человек-читатель.

Успех включения текста в разум ИИ отчасти зависит от качества подачи материала. Чем легче ИИ анализирует книгу, тем больше ее влияние. Поэтому многие книги будут написаны и отформатированы с учетом целевой аудитории. Написание текстов для ИИ станет обычным навыком, который можно совершенствовать. Вероятно, авторы будут стремиться оптимизировать свою работу для восприятия ИИ, возможно, даже сотрудничая с компаниями, разрабатывающими ИИ, чтобы гарантировать правильное понимание и интеграцию своего контента. Концепция «дружественного к ИИ» текста с четкой структурой, ясными аргументами и определенными концепциями станет популярной, и, конечно же, ИИ будет этому способствовать.

Каждая книга, песня, пьеса, фильм добавляются в нашу культуру. Библиотеки занимают особое место среди изобретений человека. Они, как правило, становятся лучше с возрастом, накапливают мудрость и знания. Интернет похож на них в том смысле, что он постоянно накапливает материал и ни разу не давал сбоев и не перезапускался с момента своего появления. ИИ, скорее всего, похож на эти системы, накапливая информацию бесконечно и без перерывов. Мы не знаем наверняка, но он, вероятно, будет расти десятилетиями, если не дольше. На данный момент этот рост кажется бесконечным. Вероятно, ИИ продолжит учиться и узнавать новое, и в грядущее десятилетие его влияние возрастет. В свою очередь, один из мощных рычагов, доступных человеку — это влияние на ИИ сегодня. Чем раньше вы начнете, тем эффективнее.

Ценность произведения автора будет заключаться не только в том, насколько высоки продажи книги людям. Ценность будет и в том, насколько глубоко оно проникло в фундаментальные знания новых интеллектуальных систем, основанных на памяти. Именно этим потенциалом будут гордиться. Это и будет наследием автора.

Сообщение Кевин Келли: писатели будут платить за то, чтобы их читал ИИ появились сначала на Идеономика – Умные о главном.