Намеренное дыхание: как естественный рефлекс превратился в ритуал биохакеров

Намеренное дыхание: как естественный рефлекс превратился в ритуал биохакеров Еще относительно недавно найти специалистов по дыхательным практикам было непросто. Чтобы отыскать инструктора, нужно было погрузиться в нишевые пространства нью-эйдж, где гуру обучали людей «холотропному дыханию» или продвинутым техникам йоги. Сейчас специалисты по дыхательным практикам встречаются повсюду, особенно в соцсетях. Снимая видео среди бамбукового леса или на фоне замерзшей реки, эти «профессионалы» дают громкие обещания,
Сообщение Намеренное дыхание: как естественный рефлекс превратился в ритуал биохакеров появились сначала на Идеономика – Умные о главном.

Намеренное дыхание: как естественный рефлекс превратился в ритуал биохакеров

Еще относительно недавно найти специалистов по дыхательным практикам было непросто. Чтобы отыскать инструктора, нужно было погрузиться в нишевые пространства нью-эйдж, где гуру обучали людей «холотропному дыханию» или продвинутым техникам йоги. Сейчас специалисты по дыхательным практикам встречаются повсюду, особенно в соцсетях. Снимая видео среди бамбукового леса или на фоне замерзшей реки, эти «профессионалы» дают громкие обещания, что осознанное дыхание откроет доступ к пульту от тела, разума и иммунной системы, снимет напряжение, улучшит концентрацию, уравновесит эмоции, исцелит от травм и пробудит внутреннюю жизненную силу. По словам Вима Хофа, одного из самых известных в мире гуру осознанного дыхания, умение делать это правильно позволяет «контролировать жизненную силу» и быть «алхимиками жизни». Но что на самом деле означают такие заявления и есть ли в них доля правды?

Дыхание обладает огромной силой. Оно связано с фундаментальными особенностями сознания — памятью, переживанием страха и боли, восприятием времени. Ученые пришли к выводу, что дыхательный центр мозга — это диспетчерская, которая посылает сигналы по всему телу и разуму. Дыхание регулируется подсознательно, автоматически выстраивая взаимодействие тела с окружающим миром. Учителя дыхательных практик утверждают,что эти положительные эффекты можно усилить с помощью гипервентиляции или других техник. Но, как показали исследования, проводившиеся с конца XIX века, эти техники иногда могут быть опасны.

Поначалу все это кажется нелогичным. Мы ведь и так все время дышим. Неужели от того, что мы сделаем это как-то иначе, будет какой-то вред? Однако если дыхательная практика заключается в том, что мы вдыхаем и выдыхаем гораздо быстрее и глубже, чем обычно — как, например, в холотропном дыхании, некоторых школах йоги или методике Вима Хофа, — то это совсем другая история. А если эти техники сочетаются с погружением в воду, намеренное дыхание может привести к смерти.

Я изучаю взаимосвязь между дыханием и культурой, и это научило меня с осторожностью относиться к громким обещаниям, связанным с дыхательными практиками. Как и любая мощная практика или лекарство, осознанное дыхание оказывает реальное воздействие, но оно не является ни панацеей, ни безобидным методом лечения.

Возможно, я предвзята. Меня приучили скептически относиться к некоторым дыхательным практикам. «Ты можешь заниматься любой йогой, кроме кундалини-йоги», — в детстве говорила мне мама. Кундалини-йога, объясняла она, включает в себя «дыхание огня», которое предполагает быстрые выдохи. Её опасения основывались в основном на слухах. По её словам, подруга, с которой она когда-то жила, слишком увлеклась упражнением «дыхание огня», а потом «сошла с ума».

Её предупреждение было несвоевременным. В конце 1980-х, когда мне было 10 лет, я не интересовалась йогой, как и большинство людей. Те, кто заботился о своём здоровье, обычно занимались аэробикой. Гораздо позже, когда в 2010 году я начала изучать историю дыхания, я вспомнила предостережение своей матери. Копаясь в пыльных архивах, изучая забытые теории и эксперименты, я с удивлением обнаружила множество дискуссий о гипервентиляции, которые велись ещё в 1860-х годах. Завораживающие — а иногда опасные и странные — взаимосвязи между телом, разумом и дыханием долгое время оставались открытыми вопросами.

Однажды поздним вечером в 2012 году, занимаясь исследованиями, я перешла по ссылке на видео, на котором группа мужчин бежит босиком по снежным холмам в Польше. Кульминацией их забега стало групповое погружение в ледяную реку у подножия водопада. Их тренер, мужчина по имени Вим Хоф, сочетал воздействие холода с техникой, очень похожей на огненное дыхание, с глубокими вдохами и выдохами через рот.

Сегодня Хоф является культовой фигурой, сыгравшей ключевую роль в развитии дыхательных практик. Даже сам термин «дыхательные практики» стал синонимом одной из серий упражнений, которые он популяризировал. Но в начале 2010-х годов Хоф ещё не был таким популярным. Тогда он не бегал марафоны по замёрзшей тундре, он работал водителем грузовика.

Мои исследования продолжались по мере того, как дыхательные техники Хофа становились всё более популярными. Было понятно, что они вызывают физиологический стресс. Определённые виды стресса — например, погружение в ледяную воду — могут быть полезными и даже целебными. Однако, как я выяснила, это лишь половина истории. Меня беспокоила долгая история исследований, которые показали, что чрезмерное дыхание может быть опасным или даже смертельным в сочетании с погружением в воду, так как создаёт условия для гипоксического обморока.

В 2016 году 33-летний Луук Дуллаерт умер во время занятия дыхательной гимнастикой в бассейне в своей квартире. В 2017 году 43-летний Аарон Паппас скончался после занятий дыхательной гимнастикой в общественной бане. В 2022 году 17-летняя Мэделин Роуз Мецгер умерла в бассейне на заднем дворе своего дома, пытаясь успокоиться с помощью дыхательной гимнастики. В 2023 году 23-летний Нова Ксавье умер, практикуя дыхание в стиле Хофа в бассейне в охраняемом жилом комплексе, где жила его бабушка. Были и другие опасные ситуации. Шахматист Джош Вайцкин рассказал о том, как он «потерял сознание в состоянии блаженства», когда занимался дыхательной практикой в бассейне около 10 лет назад. Сообщается, что он пробыл под водой четыре минуты, прежде чем его вытащили и привели в чувство.

Поступало много других сообщений о смертельных случаях или травмах, связанных с выполнением дыхательных упражнений в воде, но мы можем только догадываться, сколько людей пострадало на самом деле. Преподаватели дыхательных практик знают о таких рисках. Например, Хоф и его команда признавали опасность потери сознания на мелководье. В одном обучающем видео для начинающих говорится, что дыхательные упражнения не следует выполнять до или во время погружения в воду. Однако два из трёх «столпов» метода Вима Хофа — это дыхание и воздействие холодом (часто в ледяных ваннах), поэтому легко понять, почему у некоторых людей возникает соблазн использовать дыхательные техники для того, чтобы надолго задерживать дыхание в воде. В предупреждениях часто упускается из виду тот факт, что намеренное использование дыхательных техник приводит к определённой физиологической ситуации, которая выходит за рамки простого обморока и при которой возможна смерть от утопления. Риск возникает из-за того, что чрезмерное дыхание, как ни парадоксально, не обеспечивает организм, мозг и ткани большим количеством кислорода. Это приводит к прямо противоположному результату.

В начале 1860-х годов ветераны Гражданской войны в США заставили врачей заинтересоваться психофизиологией гипервентиляции. Солдаты тяжело дышали во время длительных переходов, что иногда приводило к пугающим непроизвольным мышечным сокращениям, похожим на судороги, сопровождавшимся потливостью, эйфорией, галлюцинациями, спазмами и тремором. Странные неврологические последствия гипервентиляции были настолько предсказуемыми, что некоторые неврологи позже стали использовать гипервентиляцию в качестве экспериментального метода для создания симптомов с целью их изучения. На протяжении XX века начали появляться исследования «синдрома гипервентиляции» и «истерической гипервентиляции». Некоторые исследователи предположили, что длительное пребывание в состоянии лёгкой, но хронической гипервентиляции является первопричиной многих психических и физических заболеваний, особенно тревожных расстройств.

Гипервентиляция вызывала ещё один странный эффект, который ставил исследователей в тупик. В некоторых случаях у человека временно пропадало желание или потребность дышать. Учёный из Оксфордского университета продемонстрировал этот эффект на собрании Физиологического общества, которое состоялось примерно в 1908 году. Сначала он проделал то, что нам могло бы показаться длительным сеансом гипервентиляции. Затем он без усилий задерживал дыхание до тех пор, пока у него не синело лицо. Столкнувшись с подобными экспериментами, исследователи начали задаваться вопросом: как этот эффект может подавлять желание дышать?

Одним из ответов стал углекислый газ: он открывает доступ кислорода к тканям и служит важным стимулом для дыхания. Слишком частое дыхание — это всё равно что впустить вора в свой дом, чтобы он отключил сигнализацию. При глубоких вдохах и выдохах из организма выводится драгоценный углекислый газ, из-за чего становится трудно или невозможно использовать кислород, а также нарушается сам процесс дыхания.

Майк Типтон, опытный физиолог, специализирующийся на реакции организма на холодную воду, рассказал The Times, что синергетический эффект от гипервентиляции и воздействия холода — это «невероятно простой способ» вызвать аритмию у здоровых людей.

К 2020-м годам Хоф стал знаменитым гуру по дыхательным практикам, которого рекламировали Джим Керри, Кендалл Дженнер, Эллен Дедженерес, Джастин Бибер, Харрисон Форд, Опра Уинфри, Джек Дорси и другие. На YouTube он учит людей подолгу задерживать дыхание после сеансов гипервентиляции: «Глубокий покой, — говорит он. — Дышать не нужно. Просто наблюдайте. Вы погружаетесь в физиологию своего существа… А теперь надпочечниковая ось включается…». Он говорит, что это «настоящая наука», и это «делает её заслуживающей доверия». Гуру не заморачиваются деталями. Используя целый набор научных терминов — серотонин, биохимия, надпочечниковая ось, дофамин, нервная система, — они утверждают, что техники дыхания позволяют полностью контролировать тело и разум.

Учитывая, что так много учителей рассказывают нам, как дышать, полезно помнить, что дыхание — это интимное отражение вашего собственного тела, разума, обмена веществ и эмоционального состояния. Исследование, проведенное в 1940 году, выдвинуло дразнящее предположение, что характер дыхания человека столь же уникален, как отпечаток пальца. Насколько мне известно, это так и не было доказано. Но если дыхание играет такую важную роль в работе нашего тела и разума, возможно, нам стоит больше интересоваться своим собственным дыханием, таким, какое оно есть, прежде чем уверенно пытаться изменить его с помощью какой-либо техники — особенно если этой технике обучает тот, кому выгодно продвигать универсальный подход. Внимательное отношение к собственному дыханию — самый безопасный способ сохранить взаимосвязь между всем, что оно регулирует в организме.

Ваше дыхание — это развивающиеся отношения между внутренним и окружающим миром, основанные на любопытстве и открытости. Если вы чувствуете, что вам полезно контролировать своё дыхание, помните, что гипервентиляция может давать впечатляющие результаты, но она не всегда полезна и безопасна. Это определённо не способ стать «алхимиком самой жизни».

Сообщение Намеренное дыхание: как естественный рефлекс превратился в ритуал биохакеров появились сначала на Идеономика – Умные о главном.