В июле 2025 года OpenAI выпустила «режим обучения» для ChatGPT. По словам вице-президента компании по образованию, при использовании ChatGPT для обучения или репетиторства успеваемость студента значительно повышается. Однако реальных научных исследований на эту тему ещё слишком мало.
Некоторые более ранние исследования показали, что ИИ действительно дают преимущества в обучении, когда ими пользуются студенты, которые изучают программирование или английский язык. Согласно ещё одной работе, опубликованной в мае 2025 года в журнале Nature, чат-боты могут способствовать обучению и развитию мышления более высокого порядка. Однако у всех этих исследований есть существенные недостатки, связанные с методологией.
Другие научные работы демонстрируют, что ИИ может снижать производительность или когнитивные способности (навыки критического мышления). В ходе одной из работ выяснилось, что чем больше учащийся использовал ChatGPT во время обучения, тем хуже он справлялся с аналогичными задачами позже, когда ИИ был недоступен.
Swiss School of Business Research
Дело в том, что для когнитивной работы по обучению, запоминанию, укреплению связей в мозге решающую роль играют умственные усилия, напряжение. Каждый раз, когда человек садится на велосипед, он полагается на режим отработки, основанный на привычке, интуиции, сопоставлении с образцом. Однако чтобы этого достичь, он должен сначала потратить часы на обучение езде, а значит, и на умственные усилия и напряжение. Невозможно достигнуть мастерства и эффективно разделять информацию на блоки для более высокой обработки без предварительного приложения когнитивных усилий и напряжения.
А теперь представьте, что за вас эту напряжённую работу выполняет ИИ. В результате вы не будете умственно трудиться, у вас ухудшатся память и способность к обучению, вы станете неверно истолковывать свои способности. Исследования показали, что привычка перекладывать навигационные функции автомобиля на GPS может ухудшить пространственную память, а использование Гугла для ответов на вопросы приводит к тому, что люди переоценивают свои знания и память.
Что касается ИИ, то одно исследование показало, что студенты, изучающие тему с помощью ChatGPT вместо традиционного веб-поиска, меньше когнитивно напрягались и хуже рассуждали по определённой теме. Это похоже на то, как если бы робот выполнял за вас тренировку в спортзале. В конечном итоге мыслительные навыки у вас ухудшатся. Ещё одна работа продемонстрировала, что учащиеся, которые использовали ИИ для редактирования эссе, набрали больше баллов, чем те, кто редактировал эссе без ChatGPT. Однако эти же студенты не приобрели больше навыков, чем их сверстники. Авторы исследования предупреждают, что такая «метакогнитивная лень» может привести к стагнации долгосрочных навыков.