Кристина Руссо на горьком опыте убедилась, как трудно найти в парижских аптеках детские подгузники. Во время отпуска они закончились, а ей отчаянно нужно было уложить спать маленького сына. Поэтому под дождем, пытаясь успеть до неизбежного печального финала, она запрыгнула на арендованный электросамокат, на котором не умела ездить. Куда бы она ни заглянула, везде были дорогие кремы для лица, но не было подгузников. Она не знала, как заказать их в интернете во Франции. Ситуацию никак нельзя было назвать по-французски элегантной. С другой стороны, разве семейные поездки бывают иными?
Некоторые утверждают, что цель отпуска — снизить, а не увеличить стресс. Но, как и многие родители маленьких детей, Руссо стремится путешествовать с семьей: не только ради себя и мужа, но и ради детей, которым сейчас семь лет и три года. Ей нравится наблюдать, как они узнают новое, а путешествия предоставляют массу возможностей. В Париже, когда дети удивились, что на улицах так мало их сверстников, ей удалось объяснить, что многие маленькие дети там посещают ясли или субсидируемые государством детские сады. В Лондоне ее сын спросил, почему улицы намного чище, чем у них дома в Бруклине, и это побудило ее рассказать ему о гражданской позиции и финансировании городских нужд. Руссо считает, что полезно порой вытаскивать детей из знакомой обстановки: «Так они лучше осознают, что их привычки могут не совпадать с тем, что считают нормой другие».
Руссо, как и большинство родителей маленьких детей сегодня, принадлежит к поколению миллениалов, которые известны любовью к путешествиям и склонностью тратить на это большие суммы. Эти люди застали время, когда авиаперелеты стали доступнее, а собственное жилье, напротив, подорожало. Вместо стабильности многие миллениалы оценили приключения: путешествия стали не просто роскошью, а альтернативным источником смысла и идентичности. Один из опросов Vox Media 2024 года показал: 76% зумеров и миллениалов согласились с тем, что путешествия «многое говорят об их личности», а 88% утверждают, что путешествия стимулируют их личностный рост. «Для предыдущих поколений путешествия были символом статуса, — объясняет Дженни Германн Мольц, социолог из Колледжа Святого Креста. — Для поколения миллениалов это скорее способ самосовершенствования или самоактуализации».
Все больше миллениалов обзаводятся семьями. Многие из них полны решимости передать детям ценности, связанные с путешествиями по миру: не только разделить с ними радость поездок, но также превратить детей в подкованных путешественников. Иногда они тратят деньги, которых не хватает; часто жертвуют спокойствием и комфортом. В эпоху интенсивного родительства отпуск становится временем, после которого необходимо еще раз отдохнуть.
Сьюзен Раф, историк из Университета имени Бригама Янга и автор книги «Мы уже там? Золотой век американских семейных каникул», отмечает, что стремление показать ребенку мир и в процессе сплотить семью, было важным для многих поколений. Конечно, семейные поездки всегда полны неразберихи. Когда она была ребенком, родители брали ее и шестерых братьев и сестер в автомобильные путешествия, а в те времена зоны для отдыха на шоссе встречались гораздо реже. Им приходилось везти всю еду, которая понадобится в поездке. Но в этом неудобстве и заключался смысл: семья была командой, сталкивающейся с препятствиями в общем приключении. «Даже если было много стресса, — вспоминает она, — это воспоминание о том, как мы были вместе».
Сегодняшние родители, однако, могут вывести эту традицию на новый уровень. Один широкомасштабный опрос 2018 года показал, что 44% миллениалов планируют семейную поездку. Это больше, чем среди представители поколения X, у которых, в среднем, дети старшего возраста и больше ресурсов. Пандемия затруднила процесс, но ненадолго. Опрос Ассоциации семейных путешествий 2022 года показал, что 85% родителей собираются путешествовать с детьми в течение следующих 12 месяцев. По словам Хайке Шенцель, профессора туризма в Оклендском технологическом университете, это отражает желание людей выйти из изоляции и жить полной жизнью. По ее словам, распространение удаленной работы также привело к большему числу незапланированных поездок, даже когда на борту есть дети. Опрос Ассоциации семейных путешествий показал, что 76% респондентов хотели бы путешествовать по миру с детьми. Родители не просто сажают детей в машину и едут несколько часов до дома бабушки. Они платят тысячи долларов за то, чтобы укачивать кричащих младенцев во время девятичасового перелета, перевозят тяжелую коляску через океан, водят детей в аутеничные рестораны с изысканной кухней, а потом обнаруживают, что отпрыски все равно предпочитают куриные наггетсы.
Многие родители считают, что любые трудности того стоят. Социолог Аннет Ларо в книге 2003 года «Неравное детство» отмечает, что теперь даже отпуск посвящен «согласованному развитию»: попыткам родителей сформировать развитие ребенка и подготовить его к будущему успеху. Концепция схожа с «интенсивным воспитанием», которое стало популярным среди западного среднего класса в середине-конце XX века. Неравенство росло, рабочие места в промышленности исчезали, и родители переживали, что без настойчивых усилий по воспитанию дети никогда не достигнут финансовой стабильности в будущем. Социолог Дженни Германн Мольц отмечает, что сейчас схожая неопределенность заставляет многих родителей вывозить детей за границу. Для книги «Мир — наш класс: экстремальное воспитание и расцвет мирового образования» она взяла интервью у людей, которые обучают детей в дороге. Главная идея в том, что так дети могут узнать больше из путешествий, чем из учебника. По словам Мольц, людей тревожат многие вопросы: кто знает, как будет выглядеть рынок труда? Кто знает, что будет с окружающей средой? Родители надеются, что если дети будут много путешествовать, то смогут легче справляться с переменами. Они смогут общаться с людьми совершенно иного происхождения. У них появится навык легко переезжать и путешествовать.
Таким образом, семейный отдых сегодня становится вопросом амбиций и целей, что, по словам Дункана Гринфилда-Терка, генерального директора небольшого туристического агентства, он часто видит в последнее время. Недавно пара его клиентов-миллениалов взяла двух детей, которым было 9 и 11 лет, в Южную Африку, в поездку, посвященную «гуманитарной осведомленности». Цель состояла в том, чтобы дети поняли, как отели, в которых они останавливаются, являются частью местной экономики. Другая семья отправилась с детьми на Окинаву в Японии, чтобы заставить их задуматься о влиянии Америки и империализма. Для многих родителей, по его словам, цель заключается в том, чтобы привить детям чувство связи с остальным миром.
Путешествия действительно хороши. Дети получают пользу от множества разнообразных стимулов: новых достопримечательностей, звуков, видов игр. Знакомство с разными культурами и обычаями помогает развить эмпатию и эмоциональный интеллект. Когда что-то идет не так, например, рейс задерживается, код Airbnb не работает, дети учатся гибкости, находчивости и терпению. Исследования показывают, что отпуск, как правило, укрепляет отношения между членами семьи и способствует ощущению семейной сплоченности. Если дети достаточно взрослые, отмечает Дэниел Вайсберг, детский психолог из Великобритании, у них остаются долгосрочные воспоминания о семейных поездках. Один милый обыденный момент на десятилетия становится «психологическим якорем позитива»: символом счастья, к которому можно возвращаться в более трудные времена.
Семейный отдых может оставить прекрасные воспоминания и для взрослых, даже если в поездке было больше грязных подгузников, чем коктейлей на пляже. Руссо отмечает, что некоторые из самых трогательных моментов ее путешествий были связаны с занятиями, которыми она никогда бы занималась, если бы у нее не было детей. Исследуя новую обстановку их глазами и видя, как они восхищаются чем-то, она в конечном итоге пережила прекрасные моменты в своей жизни. С детьми на буксире, ей часто приходилось импровизировать, чтобы научиться расслабляться и сосредотачиваться на том, что важно. В некоторых поездках она забывала книги и игрушки, вместо этого рассказывая детям истории о людях из бесплатного журнала авиакомпаний. Однажды, когда ее сын был маленьким, она положила пакетик от чипсов ему в ботинок. В течение получаса хруст обертки занимал его и веселил.
Однако какими бы изобретательными ни были родители, довольно редко зарубежная поездка обходится дешево. Интенсивное воспитание детей проще для богатых людей, но в каком-то смысле оно особенно заманчиво для менее обеспеченных родителей, тех, кто беспокоится о финансовом будущем детей, кто так сильно хочет дать им дополнительную поддержку, но у кого нет средств или гибкого рабочего графика для путешествий. Многие люди, с детьми или без, отправляются в отпуск, который они совершенно не могут себе позволить: в марте Bankrate, компания потребительских финансовых услуг, опросила более 2000 взрослых респондентов и обнаружила, что 29% респондентов планируют взять кредит, чтобы путешествовать этим летом. По сравнению с другими поколениями, участники-миллениалы больше всего интересовались путешествиями, чаще всего говорили, что не могут себе этого позволить, и чаще всего утверждали, что готовы взять кредит на отпуск, который, несомненно, становится тем дороже, чем больше детей они берут с собой.
Однако, чтобы подарить детям мир, на самом деле не обязательно уезжать далеко. Поверхностное знакомство с другой культурой раз в год не сделает ребенка чувствительным, сознательным и восприимчивым, как и посещение иностранных музеев и ресторанов не превратит его в знатока культуры. Родитель может потратить все силы на то, чтобы отправиться с отпрыском в новый город, а потом обнаружить, что тот хочет остаться в отеле и залипать в смартфон. Гринфилд-Терк рассказывает, как один из его клиентов путешествовал по Франции и Португалии. Вся суть заключалась в том, чтобы познакомить детей с другой едой и традициями, но им было трудно из-за обилия еды и количества контактов. Они постоянно болели. Дети остаются детьми, куда бы вы их ни взяли.
Конечно, пусть трудные, но такие полезные путешествия — это отлично, но не стоит забывать что быть родителем — это круглосуточная работа без выходных. В какой-то момент тем, кто ухаживает за детьми, нужен настоящий отдых. Даже Руссо на вопрос о том, мечтает ли она о поездке без детей, где можно выпить на пляже, без колебаний отвечает: «Каждый день». То, что отдых так часто описывают как источник смысла жизни, путь к культурному познанию, упражнение по расширению кругозора, — это совершенно справедливо и свидетельствует о влиянии культуры продуктивности. Похоже, нет ни одной сферы, защищенной от давления самооптимизации, от нарастающего чувства вины за то, что вы несовершенный родитель и человек.
Дети, как правило, любят путешествия за то, что можно найти, не уезжая далеко от дома. Вайсберг советует родителям устраивать «микроприключения»: поездка на автобусе в бесплатный музей, двухчасовая поездка к дому родственников, игры в лесу. Дети бесспорно любят новизну, но когда ты новичок в жизни, для тебя все в новинку. Однажды семья Руссо попала в сложную ситуацию, пытаясь добраться из Амстердама в Париж. Они провели целый день в аэропорту только для того, чтобы узнать, что их рейс отменили. Но пока Руссо и ее муж были в отчаянии, они обнаружили, что малыш отлично проводит время: катается на эскалаторе и восхищенно смотрит на взлетающие самолеты.
Руссо вспоминает эту историю, чтобы проиллюстрировать важность семейных путешествий. Они отвлекают каждого от повседневной рутины и мелких разочарований и позволяют вместе погрузиться в настоящий момент. Однако в итоге она высказала и еще одну важную вещь: долгожданная цель оказалась совершенно не нужна. Ее ребенок был полон восторга прямо там, где он оказался.
Сообщение Макроприключение: как семейные поездки стали способом выражения амбиций появились сначала на Идеономика – Умные о главном.