Инструменты ИИ сегодня снижают энергетические затраты на создание чего-либо. Стало проще как начать, так и завершить что угодно. ИИ может взять на себя значительную часть сложной работы, необходимой, чтобы создать что-то вполне реальное.
Когда я занимаюсь творчеством, мне не по душе, чтобы ИИ делал всю работу. Но мне нравится совместное творчество, оно ощущается как настоящее. Моя роль все равно требует усилий и во многом определяет качество, стиль и характер работы. Обычно я трачу от 30 минут до часа на совместную генерацию изображения с таким инструментом, как Midjourney. Я потратил несколько часов на совместное написание эссе с ИИ, и это потребовало моего внимания и участия как соавтора.
Моя гипотеза заключается в том, что в ближайшем будущем большая часть творческого контента, создаваемого людьми с помощью ИИ, будет иметь аудиторию, состоящую из одного человека. Большая часть произведений искусства, создаваемых ежедневно, будет потребляться в основном только их соавтором-человеком. Малая часть готовых произведений искусства будет распространяться и на других людей.
Если это так, зачем же вообще заниматься творчеством? В будущем, я думаю, оно будет создаваться главным образом ради удовольствия от процесса. Другими словами, большая часть всех творческих работ будет создаваться прежде всего ради радости и волнения от совместного творения.
Сейчас около 50 миллионов изображений ежедневно генерируются такими системами искусственного интеллекта. Лишь малую часть этих 50 миллионов изображений в день видит кто-то, кроме создателей. Создание неподвижных изображений сегодня уже имеет преимущественно точечную аудиторию.
Большая часть этих неподвижных изображений — наброски: черновики, каракули, заметки, фразы, не предназначенные для публики. Но даже завершенными творениями делятся немногие, просто потому что они созданы ради удовольствия. Вы можете создавать бесконечный поток красоты по той же причине, по которой прогуливаетесь по саду или отправляетесь в поход в горы, в надежде запечатлеть мгновение. Вы можете поделиться тем, что находите, но это не причина, по которой вы идете. Вы идете ради удовольствия. Я представляю себе прогулку по саду или поход в горы (если это не связано с транспортными проблемами) как акт сотворчества. Вместе с природой мы сотворяем мгновения красоты, которые можем найти. Большую часть красоты в мире никто никогда не видит. Когда мы видим завораживающий вид или изысканную игру света, то становимся аудиторией в лице одного человека. Радость в том, чтобы открыть, а поделиться — это уже потом.
У нас есть некоторые традиционные аналоги аудитории из одного человека: журналы, скетчбуки, дневники и бортовые журналы. Творения в этих формах не предназначены для распространения, и в некоторых случаях именно ограниченная аудитория и делает их такими впечатляющими. Они привносят своего рода оберегание одиночества в творческий акт, и эта сила также будет частью совместного творчества с искусственным интеллектом. Такие виды частного искусства служат генеративной платформой для более масштабных вещей. Но, если судить по объему, настоящий художник может создать гораздо больше материала в уединении, чем когда-либо было показано публично. Однако, если спросить художника, зачем он заполняет блокноты, скетчбуки и журналы, он скажет, что это не потому, что его творение неполноценно, а потому, что ему просто нравится создавать, потому что он получает от этого удовольствие.
Если рассматривать искусство прежде всего как акт коммуникации, то, рассчитанное на одного человека искусство, традиционно встречающееся в журналах и альбомах для рисования, все равно служит средством коммуникации, но с самим собой. Причудливым образом, ИИ может вывести самокоммуникацию на новый уровень, поскольку такое сотворчество расширяет холст и углубляет детали самоанализа. Это расширенное самоисследование.
В мире искусственного интеллекта расширяется сфера журналов, скетчбуков, дневников и других личных форм. Вместо простых заметок, набросков, быстрых впечатлений, небольших наблюдений и других действий, которые можно выполнить быстро, наши журналы, скетчбуки и дневники будут включать в себя полностью отрисованные картины, целые романы, полнометражные фильмы и захватывающие миры.
Этот новый вид творчества изменит существующую асимметрию времени. До сих пор автор годами трудился над книгой, которую можно было прочитать за день. Художник месяцами корпел над картиной, на которую смотрели секунды. Сотни рабочих часов были потрачен на фильм, который можно посмотреть за два часа. Отныне создать фильм, возможно, будет быстрее, чем посмотреть, совместно написать исторический роман быстрее, чем его прочитать, совместно создать видеоигру быстрее, чем в нее сыграть. Это смещает центр притяжения с потребления на создание, в хорошем смысле.
Я не верю, что общее количество часов просмотра в обществе когда-либо превысит общее количество часов создания, но совместное творчество на базе искусственного интеллекта может помочь сбалансировать процессы. ИИ значительно упрощает переход к творчеству — без необходимости в аудитории, которая оправдывала бы усилия. Отныне большинство произведений искусства по умолчанию будут предназначены для одного и останутся в памяти тех, кто их создает. Хотя некоторые работы могут найти более широкую аудиторию, а совсем небольшая их часть даже станет популярными хитами, их главная ценность будет заключаться в непосредственном, неприкрытом удовольствии от совместного создания.
Сообщение Удовольствие от процесса: каким будет совместное творчество с ИИ появились сначала на Идеономика – Умные о главном.